Диагностика технического состояния электроустановки. Диагностирование электрооборудования

В качестве инструментов определения неисправностей изделий, узлов, деталей или сопряжений используется специальное диагностическое оборудование или простые приспособления в виде контрольной лампы, дополнительного зуммера, вольтметра, амперметра, омметра или мультиметра. Поэтому очень важно знать типовые алгоритмы технологии поиска обрывов, коротких замыканий и других неисправностей в процессе транспортных работ или вдали от сервисной станции. Рассмотрим эти процедуры по системам электрооборудования.

Система электроснабжения. Если электрическая схема генераторной установки соответствует схеме изображенной на рис. 9.2, а , когда один конец обмотки возбуждения соединен с корпусом генератора, то алгоритм поиска неисправностей состоит в следующем.

Цепь зарядки АКБ проверяют путем подключения одного вывода контрольной лампы к выводу «+» генератора, а другого - к «массе». Под контрольной лампой понимают самостоятельно изготовленное устройство - патрон с лам

Рис. 9.2.

1 - генератор; 2 - обмотка возбуждения; 3 - обмотка статора; 4 - выпрямитель; 5 - выключатель зажигания; 6 - реле контрольной лампы; 7 - регулятор напряжения; 8- контрольная лампа; 9 - трансформаторно-выпрямительный блок; 10- помехоподавительный конденсатор; 11 - аккумуляторная батарея

пой, в котором «минусовой» вывод выполнен в виде зажима типа «крокодил», а другой, «плюсовой», - в виде щупа. Лампу мощностью 15...25 Вт можно менять в зависимости от напряжения бортовой сети. Если контрольная лампа загорается, то можно констатировать, что цепь зарядки АКБ исправна.

Цепь возбуждения проверяют, подключив «плюсовой» вывод контрольной лампы к выводу «+» или В регулятора напряжения, а затем к выводу Ш генератора. «Минусовой» вывод контрольной лампы присоединяют к «массе». Выключатель зажигания включен. Контрольная лампа должна гореть. Если исправность цепи возбуждения таким образом не подтверждается, то при работающем на средних частотах вращения коленчатого вала двигателе соединяют дополнительным проводником выводы «+» или В регулятора с выводом Ш генератора. При появлении зарядного тока неисправен регулятор напряжения, в противном случае - генератор.

Если электрическая схема генераторной установки соответствует схеме рис. 9.2, в или 9.2, д, когда обмотка возбуждения подсоединена к «массе» через регулятор напряжения, то исправность цепи возбуждения проверяют последовательным подключением «плюсового» вывода контрольной лампы к выводу «+», а затем к выводу Ш регулятора напряжения. Другой конец контрольной лампы подсоединяется к «массе». Если контрольная лампа не горит только во время подключения к выводу Ш регулятора, то в цепи возбуждения имеется обрыв.

При отсутствии обрыва в цепи возбуждения проверяют исправность генератора на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Для этого дополнительным проводником соединяют вывод Ш регулятора напряжения с «массой». Если зарядный ток появляется, значит, неисправен регулятор, а если отсутствует, неисправен генератор.

Если при полностью заряженной АКБ амперметр А (см. рис. 9.2, а) показывает зарядный ток 8... 10 А в течение длительного времени, а вольтметр - повышенное напряжение, то это свидетельствует о неисправности в цепи от вывода «+» генератора до вывода «+» или В регулятора напряжения. Причина этого - большие переходные сопротивления на контактах в этой цепи, когда используется регулятор напряжения выносной конструкции.

При колебаниях стрелки амперметра или вольтметра необходимо проверить надежность крепления проводов в местах подсоединения в схеме электроснабжения или усилия прижима щеток к контактным кольцам. Колебаться стрелки приборов могут и в случае многократного срабатывания термобиметаллических предохранителей вследствие коротких замыканий в цепях. У амперметра колебания стрелки выходят за пределы шкалы прибора.

Система пуска. Поиск неисправностей в электропусковой системе осуществляют поэтапно, разделив систему на отдельные элементы: аккумуляторная батарея; силовая цепь, включающая соединительные провода от «+» АКБ до «+» стартера и от «-» АКБ до корпуса автомобиля; стартер, цепи управления и коммутирующие изделия - реле блокировки стартера, дополнительное реле, выключатель зажигания, выключатель «массы» (рис. 9.3) .

Если при попытке запуска двигателя внутреннего сгорания нет характерного щелчка, сопровождающего включение тягового реле стартера, то поиск неисправности проводят по следующему алгоритму.

Соединяют дополнительным проводником выводы Б и С дополнительного реле. Если стартер включился, то с вывода С конец дополнительного провода переносят на вывод К. Если стартер не включился, то неисправно дополнительное реле.

Если при соединении выводов Б и С стартер не включился, то измеряют вольтметром напряжение на выводе Б. Если это напряжение больше напряже-

Рис. 9.3.

1 - электростартер; 2 - выключатель зажигания; 3 - дополнительное реле;

К1 - контакты тягового реле стартера; М - якорь стартера; Б, С, К, 50 - клеммы стартера

и реле; 68 - аккумуляторная батарея

ния включения реле стартера, то соединяют выводы Б и 50. Включение стартера означает наличие обрыва между выводами С и 50. В противном случае неисправен стартер. Если на выводе Б напряжение меньше напряжения включения реле стартера, то последовательно проверяют напряжение на всех участках цепи от вывода Б до «+» АКБ. При отсутствии напряжения на выводе Б ищут обрыв цепи между выводом Б и «+» АКБ. Эту процедуру начинают с контроля АКБ, и если она исправна, то измеряют падение напряжения на стартере. Если падение напряжения более 3 В для 12-вольтового исполнения и более 6 В для 24-вольтово- го, значит, стартер неисправен.

Если при включении стартера тяговое реле циклически включается и выключается, то это происходит из-за сильной разряженности АКБ, разрегулирования дополнительного реле или обрыва удерживающей обмотки реле стартера.

Если при включении стартера слышен металлический скрежет или коленчатый вал не вращается, то неисправна муфта свободного хода (см. табл. 9.5) }