Общая характеристика отдельных групп л атлетических упражнений. Общая характеристика легкоатлетических упражнений

| править код ]

20 км, 50 км

100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м, 5 000 м, 10 000 м, 42 км 195 м,

110 м с барьерами,400 м с барьерами,3 000 м с препятствиями, эстафета 4х 100 м, эстафета 4x400 м

100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м, 5000 м, 10000м,42 км 195 м,

100 м с барьерами, 400 м с барьерами, 3 000 м с препятствиями, эстафета 4x100 м, эстафета. 4 х400 м

Прыжок в длину, прыжок в высоту, прыжок с шестом, тройной прыжок

Десятиборье: бег 100 м, прыжок в длину, ‘ толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м,бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м

Семиборье:бег 100 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 200 м, прыжок в длину, метание копья, бег 800 м

В соревнованиях женщин и юных спортсменов приняты: в беге уменьшенные высота препятствий, расстояние между барьерами - на 100 и 110 м, в метаниях - ;вес снарядов. Перечисленные параметры определяются также для юных легкоатлетов в соответствии с их возрастом. Кроме этого, на детских и юношеских соревнованиях устанавливается меньшая длина дистанций в беге.

Спортивная ходьба отличается от обычной по своей технике. В соответствии с правилами соревнований спортсмен должен: соблюдать непрерывный контакт с землей; при прохождении момента вертикали выпрямлять хотя бы на одно мгновение опорную ногу.

Легкоатлетический бег по характеру трассы делится на гладкий бег, бег с препятствиями (в том числе барьерный бег), шоссейный и кроссовый бег . Соревнования в гладком беге и беге с препятствиями проводятся на стадионах и в закрытых помещениях, длина дистанции - до 10 000 м. Шоссейный бег проводится по специально подготовленным трассам, имеющим не мягкое (например, травяное) покрытие, стандартные дистанции - 10 км, 20 км, полумарафон , 25 км, 30 км, марафон , 100 км. Кроссовый бег проводится по открытой или лесистой местности, по возможности, с травяным покрытием и естественными препятствиями, длина дистанций - до 12 км у мужчин, до 6 км у женщин. Разновидностью кроссового бега является бег по горам , где трасса должна содержать значительный подъем или подъемы и спуски.

Соревнования в беге могут быть индивидуальными и командными . Командным соревнованием является эстафетный бег, где дистанция разделена на этапы определенной длины, и целью бегунов является пронести эстафету (эстафетную палочку) от старта до финиша за минимальное время. Эстафеты проводятся на стадионах, в помещениях, по улицам городов, по шоссейным дорогам. Длина этапов может быть одинаковой или различной, состав участников - однородным или смешанным, например, мужчины и женщины.

В зависимости от длины дистанции выделяют: бег на короткие (спринт) - до 400 м включительно, средние - до 1500 м, длинные - до 10 000 м и сверхдлинные дистанции. Соревнования на сверхдлинных дистанциях проводятся, кроме перечисленных, в суточном беге, беге на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль.

Легкоатлетические прыжки по направлению полета делят на прыжки через вертикальные препятствия - прыжок в высоту и прыжок с шестом и на дальность - прыжок в длину и тройной прыжок. По характеру разбега прыжки в длину, тройной и с шестом относятся к прыжкам с прямолинейного разбега, прыжок в высоту - с дугообразного.

Таблица 2. Нормы для присвоения спортивных разрядов в видах легкой атлетики на период действующей классификации

Наименование дисциплины

Единица измерения

1-й разряд

2-й разряд

3-й разряд

1 -й юношеский разряд

2-й юношеский разряд

3-й юношеский разряд

Прыжки в высоту

Прыжки в длину

Метание мяча (140 г)

Толкание ядра:

мужчины (7,26 кг)

юноши до 20 лет (6 кг)

юноши 14 -17 лет (5 кг)

юноши до 14 лет (4 кг)

Прыжки в высоту

Прыжки в длину

Метание мяча (140 г)

Толкание ядра:

женщины (4 кг)

девушки до 16 лет (3 кг)

Легкоатлетические метания , в соответствии с формой снаряда, делят на метание снарядов с аэродинамическими свойствами (копье, диск) и без аэродинамических свойств (ядро, молот). При метании диска и копья предъявляются повышенные требования к технической подготовке спортсмена, его умению прилагать усилия к снаряду, учитывая погодные условия. По весу снаряда выделяют метания легких снарядов (копье), средних по весу (диск) и тяжелых (ядро и молот). Метание более тяжелых снарядов требует от спортсмена большей массы тела и значительного развития силы.

По особенностям предварительного разгона снаряда выделяют метания с прямолинейного разбега (копье, ядро со скачка)у с поворота (молот), с поворотно-поступательного движения (диск, ядро - с поворота).

По характеру выполнения финального усилия выпуск снаряда выполняется из-за головы (копье), сбоку (диск, молот), выталкиванием от плеча (ядро).

Соревнования по метанию диска, копья и молота входят в программу соревнований, проводимых только летом на стадионах.

По структуре движений легкоатлетические упражнения делятся на циклические (ходьба, гладкий бег), ациклические (толкание ядра, метание диска), смешанные.

По преимущественному воздействию на развитие отдельных двигательных качеств выделяют упражнения для развития скоростно-силовых качеств (спринт, прыжки, метания) и выносливости.

При обучении технике и для развития кондиционных и координационных способностей в тренировочном процессе спортсменов как в легкой атлетике, так и других видах спорта, на учебных занятиях, в двигательной рекреации и реабилитации используются не только соревновательные упражнения, но и большое разнообразие различных беговых, прыжковых и бросковых упражнений. Они могут использоваться в качестве общеподготовительных, используемых в разминке, или направленных на повышение общей физической подготовленности. Примером могут служить бег и другие беговые упражнения. В качестве специальноподготовительных упражнений, представляющих варианты или части соревновательного упражнения, средства легкой атлетики используются для повышения уровня специальной физической подготовленности и совершенствования техники. Так, бег и прыжки являются составной частью большинства игровых видов спорта. Эстафеты и игры, составленные с использованием легкоатлетических упражнений, повышают эмоциональность занятий, способствуют развитию кондиционных и координационных способностей, воспитанию коллективизма, взаимовыручки, целеустремленности. Дозированные ходьба и бег являются важнейшим средством оздоровления, повышают аэробные возможности, положительно влияют на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечный тонус, активизируют обменные процессы. Ориентиром для присвоения массовых разрядов по базовым видам легкой атлетики служит действующая классификация (табл. 2).

Ходьба - обычный способ передвижения человека, замечательное физическое упражнение для людей всех возрастов. При длительной
и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба - наиболее сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная. Скорость ее более чем в 3 раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а следовательно, больших энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм спортсмена, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их работоспособность, положительно влияют на развитие силы и особенно выносливости, воспитывают волевые качества.

Соревнования по ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на обычных дорогах (шоссейных, городских, проселочных и т.д.)
на дистанции от 3 до 50 км.

Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особенности техники ходьбы ни на мгновенье не терять соприкосновения с дорожкой (фаза полета свидетельствует и переходе на бег). За нарушение этого правила судьи снимают спортсмена с соревнований.

Бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта (футбол, баскетбол, ручной мяч и др.), а также в комплекс ГТО. Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в лесу, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высокой скоростью включается в тренировку для развития силы и быстроты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретаются умения рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.



Из всех видов легкой атлетики бег – наиболее доступное физическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

В легкой атлетике различают бег гладкий (на стадионе), с препятствиями, эстафетный и в естественных условиях (на местности).

Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (против движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 метров включительно проводится по отдельным дорожкам для каждого бегуна. Бег на остальные дистанции проводится по общей дорожке. Время, затраченное на прохождение установленной дистанции, фиксируется секундомером. В часовом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена временем, а результат определяется длиной дистанции (в метрах), пройденной за это время.

Бег с препятствиями имеет две разновидности: 1) барьерный бег, проводимый на беговой дорожке на дистанциях от 50 до 400 м с однотипными препятствиями, расставленными равномерно
по дистанции (каждый спортсмен движется по отдельной дорожке); 2) бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез), проводимый по беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.

Эстафетный бег - командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега - с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и средние дистанции) и разной (смешанные дистанции). Чаще эстафетный бег проводится на дорожке стадиона, реже - по улицам города (кольцевая или звездная).

Бег в естественных условиях по пересеченной местности (кросс) проводится на дистанции до 15 км, а на более длинные дистанции -
по дорогам (шоссе и проселочным). Наибольшая дистанция в легкой атлетике - марафонская (42 км 95 м). Проводятся также традиционные пробеги между населенными пунктами, например: Тарасовка - Москва (28 км), Пушкин - Санкт-Петербург (30 км).

Прыжки как способ преодоления препятствий характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; развиваются сила, ловкость, смелость. Прыжки - одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спорта, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штангистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возможно выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Кроме прыжков с разбега в тренировке используются прыжки с места в высоту, длину и тройной.

Метания - упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости
и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) броском из-за головы (копье, граната); 2) с поворотами (диск, молот); 3) толчком (ядро).

Различие способов метаний связано с формой и весом снарядов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать.

Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предъявляют очень высокие требования
к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

Занятия многоборьями - отличный путь разностороннего физического развития и для начинающих легкоатлетов. От овладения нормами комплекса ГТО, также построенного по принципу многоборья, молодой спортсмен может перейти к специальной тренировке в легкоатлетических многоборьях. Занятия многоборьями создают хорошую основу и для специальной тренировки в отдельных видах легкой атлетики. Достижения в многоборьях определяются суммой очков, начисляемых по специальным таблицам.

1.3. Организация и проведение
учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике

Спортивная тренировка основывается на общих педагогических принципах: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и других, а также общих принципах тренировки. В то же время тренировочный процесс в легкой атлетике обладает своими особенностями и отличительными чертами. Назовем главную из них.

Характерной чертой тренировочного процесса легкоатлетов является его многообразие. По существу, легкая атлетика, как ни один другой вид спорта, состоит из большого количества разных видов. Принято объединять эти виды на основе естественной двигательной деятельности человека, то есть ходьба, бега, прыжки и бросание предметов. Однако по специфике тренировочного процесса, направленного на преимущественное развитие ведущих в той или иной группе видов легкой атлетики физических качеств, принято следующее деление:

1) скоростные виды, характеризующиеся высокой частотой движений при определенной величине усилий (спринтерский
и барьерный бег до 400 м);

2) скоростно-силовые виды, характеризующиеся кратковременными и мощными усилиями в основной фазе движения (прыжки, метания);

3) виды, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (ходьба, бег на средние и длинные дистанции);

4) виды, характеризующиеся комплексным развитием качеств (многоборья).

Тренировочный процесс в этих группах при общих закономерностях его развития имеет тенденцию дальнейшего разделения внутри каждой из групп по задачам, этапам подготовки, средствам и методам.

Все это говорит о многообразии тренировочного процесса
в легкой атлетике, с одной стороны, объединенного общими закономерностями спортивной тренировки, с другой - имеющего глубокую специфику развития.

Легкая атлетика относится к группе видов спорта, достижения в которых выявляются через одну избранную форму техники, имеющую постоянный состав и структуру движений. Стабильность этой техники обусловлена относительным постоянством внешних условий, строго определенных правилами соревнований. Внешние условия могут лишь несколько изменяться под влиянием метеорологических факторов (дождь, ветер, солнце) и отчасти состава покрытия.

По особенностям режима двигательной деятельности виды легкой атлетики можно разделить на две группы:

1. Виды, техника которых направлена на умение развивать напряжение мышц максимальной мощности в определенной координации в соответствии с двигательными задачами. В этом проявляется специфическая техника движений, обеспечивающая наиболее рациональное использование внешних и внутренних сил (спринтерский, барьерный бег, прыжки, метания).

2. Виды, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости при оптимальных условиях интенсивности. Техника этих видов направлена на экономный расход физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий (ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции).

При большом многообразии видов легкой атлетики имеется существенная разница в степени зависимости спортивного результата от физической или технической подготовленности спортсмена. При постоянной форме техники достижение спортивного результата в легкой атлетике зависит от гармонического сочетания техники и физической подготовки, но при ведущей роли последней.

Тренировочный процесс в легкой атлетике имеет в основном двухцикличное построение, хотя некоторые спортсмены еще строят свою тренировку как один цикл в году (ходьба, бег на длинные дистанции, некоторые виды метаний), но такие формы уже являются частными отклонениями от обычного двухцикличного построения – из-за травмы, болезни, учебы и т.п.

В настоящее время почти во всех видах легкой атлетики спортсмены участвуют в зимних соревнованиях. В основном годовая подготовка делится на два цикла - осенне-зимний и весенне-летний.

Основная организационная форма тренировочного процесса легкоатлетов - групповое или индивидуальное тренировочное занятие, имеющее продолжительность, соответствующую избранному виду легкой атлетики. Основные занятия могут дополняться ежедневной утренней тренировкой, обычно с малой нагрузкой, а также домашними заданиями в другое время дня. Помимо легкоатлетических тренировочных уроков легкоатлеты проводят занятия в виде кроссов, ходьбы, бега на лыжах, игры в баскетбол и др.

Во всех формах занятий необходимо соблюдать важное правило: начинать занятие постепенно (разминка), затем проводить основную работу (основная часть занятия кривая нагрузки всегда более высокая и может быть различной в зависимости от вида упражнения, характера его и т.д.) и в заключение занятия снижать нагрузку (заключительная часть). Такая физиологическая кривая обязательна для любого тренировочного занятия. Вся подготовка должна развертываться как управляемая система. При этом управление - это многогранный процесс, который включает в себя следующие взаимосвязанные части:

1. Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена.

2. Установление цели и продолжительности пути ее достижения.

3. Установление конкретных задач обучения, воспитания повышения функциональных возможностей.

4. Выбор средств подготовки.

5. Контроль и учет тренировочных и соревновательных нагрузок.

Указанные пять частей расположены здесь в последовательности практической реализации, однако в процессе подготовки приходится вновь и вновь возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, к установлению задач, к выбору более эффективных средств и методов.

В целом осуществляется управление процессом разработки программы и ее выполнение. После чего контролируется ее эффективность на основании выбранных тестов.

1.4. Программа физического совершенствования студентов
по легкой атлетике

Программа физического совершенствования студентов предусматривает тестирование в спринтерском беге, беге на выносливость и прыжках (приложение 2). Кроме указанных тестов косвенное, но явно выраженное отношение к легкоатлетической подготовке имеют тесты на общефизическую подготовленность: подтягивание на перекладине, отжимания в упоре, приседания.

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностям, то есть может выполнить определенное движение за какое-либо время или некоторое количество раз.

Эти возможности (способности) реализуются в разнообразных движениях. Люди наделены двигательными способностями в разной мере, одни - больше, другие - меньше; одни - одними способностями, другие - другими. Так, бегун на короткие дистанции в большей мере должен быть наделен от природы быстротой движений, бегун-марафонец - выносливостью.

Следует сразу отметить, что существует тесная взаимосвязь между результатами всех тестов. Так улучшение результата
в прыжках в длину с места или разбега напрямую связано с результатами в беге на время.

Однако, учитывая специфику физической подготовки студентов, следует особое внимание уделять развитию выносливости. Так как именно выносливость как способность человека противостоять утомлению при продолжительной работе является мерилом двигательной работоспособности в повседневной жизни.

Таким образом, программа легкоатлетической подготовки в вузе должна быть сориентирована в первую очередь на выносливость через нормативы в беге на длинную дистанцию. В пользу этого говорит и тот факт, что выполнение нормативов в беге на 2 или 3 км с 95-процент-ной - вероятностью гарантирует и выполнение нормативов в других легкоатлетических видах (табл. 2), как минимум на эту же оценку.

Первой задачей, стоящей перед желающими получить значительные сдвиги в своей физической подготовленности, является регулярность занятий. Для новичков это как минимум 3-4 занятия
в неделю. Сами занятия на первых этапах должны быть чрезвычайно просты для выполнения и иметь объективную оценку полученной нагрузки, с тем чтобы занимающийся мог наглядно видеть положительную динамику своей работоспособности. Каждое занятие состоит из четырех фаз. Разминка (5-7 минут), проводимая для разогревания организма и подготовки мышц и суставов к предстоящей физической нагрузке, включает в себя ходьбу или бег трусцой (2-4 минуты)
и на растяжение: наклоны, прогибания и скручивание туловища, полуприседы, махи руками и ногами, разминка голеностопного сустава.

Основная фаза занятия включает в себя непрерывный бег при полном обеспечении организма кислородом, частота сердечных сокращений в первые 6 недель тренировки не должна превышать
150 уд./мин в конце пробежки.

Важным принципом любой спортивной тренировки является непрерывный рост нагрузки. В предлагаемой для студентов программе это принцип реализуется в следующей схеме. Так как основная нагрузка - этот непрерывный бег, то ее легко оценивать двумя параметрами: скоростью и продолжительностью бега. Шестинедельный цикл для новичков предусматривает в основной фазе занятия в первую неделю 8 минут непрерывного бега, который на каждом последующем занятии должен проходить с более высокой скоростью. Для реализации этого положения необходимо, чтобы занятия проходились (после закрепления достижений предыдущих занятий) пробеганием или с большей скоростью, или несколько большей дистанции. Если занятия проходят на стадионе по измеренному кругу, то в начале недели фиксируется не время 8 минут, а соответствующая ему дистанция и в дальнейшем в каждом занятии ставится задача небольшого улучшения этого результата.

Важнейшим принципом подготовки является доступность предлагаемых требований. В этой связи первая пробежка в недельном цикле должна быть предельно простой для удержания скорости бега, с тем чтобы дальнейшее ее увеличение обеспечивалось не только ростом работоспособности, но и более высокой мобилизацией организма.

Начало следующей тренировочной недели характеризуется увеличением продолжительности пробежки (или соответствующей ей длины дистанции) до 10 минут и снижением скорости бега по сравнению со скоростью бега последней пробежки предыдущей недели до скорости лишь немного превышающей скорость бега в начале предыдущей недели. Каждая последующая неделя тренировки строится по такому же принципу, с увеличением на 2 минуты продолжительности и по своим возможностям скорости бега. Прошедшие такую программу новички, как правило, в состоянии пробегать дистанцию около 4 км в темпе
5 минут на 1 км.

В дальнейшем по такой же схеме происходит повышение беговой нагрузки до 40 минут непрерывного бега, после чего увеличение объема бега в одном занятии в чисто оздоровительных целях уже нецелесообразно. Беговая тренировка характеризуется аэробной направленностью (при полном обеспечении организма кислородом) в течение 30-40 минут 4-5 раз в неделю и является достаточной физической нагрузкой, что способствует:

– активизации обменных процессов;

– улучшению пищеварения;

– уменьшению заболеваемости и обеспечивает устойчивость
к стрессам;

– улучшению кровоснабжения головного мозга и, как следствие, повышению умственной работоспособности;

– глубокому и полноценному сну и улучшению восстановления;

– приобретению уверенности в собственных силах и упорства в достижении цели.

После пробежки следует фаза остывания и постепенного снижения активности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В этой фазе занимающиеся продолжают двигаться в течение
4-5 минут. Как правило, это ходьба с выполнением легких упражнений на растяжение (наклоны, потягивания, закручивание корпуса и т.п.).

Четвертая, последняя фаза занятия направлена на повышение силовых качеств занимающегося и состоит из различных силовых упражнений. Продолжительность этой фазы 10-15 минут. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от стоящих задач. Не следует в одном занятии проделывать большое количество различных упражнений, можно ограничиться 6-8 разновидностями. При этом
в одном комплексе должны сочетаться силовые упражнения и упражнения на гибкость. Переходить к другому комплексу упражнений следует только хорошо освоив выбранный первоначально. Как правило на это уходит 2-3 недели регулярных тренировок.

Упражнения, используемые легкоатлетами:

– наклоны вперед и назад, вправо и влево;

– круговые движения туловищем;

– отталкивание от дерева, стены или разгибание рук в упоре;

– подтягивание на перекладине в висе стоя или лежа;

– приседания на двух и на одной ноге;

– ходьба в приседе, ходьба с широким выпадом в полуприседе;

– тройные, пятерные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах
в среднем темпе;

– имитация бега движениями рук;

– подъем на ступеньку высотой до 50 см;

– поднимание на носках;

– прогибания туловища лежа на животе с руками за головой;

– лежа на спине выполнять переходы из положения лежа в положение сидя и обратно;

– подъемы ног в висе;

– переходы из положения упора присев в положение упор лежа;

– подтягивание на перекладине.

Перечень упражнений может быть значительно продолжен.
Их описание приводится в обширной методической литературе.

Нагрузка в каждом упражнении должна быть значительной, что достигается за счет количества повторений и зависит собственно от сложности упражнений и от физической подготовленности занимающегося. За начальный ориентир можно взять 5-8 повторений каждого упражнения и в дальнейшем их количество корректировать. Разумность, чувство меры в сочетании с приобретенным опытом помогут точно регулировать нагрузку.

Контрольные вопросы:

1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет легкая атлетика?

2. Когда впервые начали проводиться соревнования по легкоатлетическим видам спорта?

3. С какого момента берет начало современная история легкоатлетического спорта?

4. Назовите основные этапы развития отечественной легкой атлетики.

5. Кого из выдающихся отечественных легкоатлетов Вы знаете?

6. Охарактеризуйте группы видов легкой атлетики.

7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?

8. Какие легкоатлетические тесты используются в вузовской программе по физической культуре?

9. Каким видам легкой атлетики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?

10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?

11. Как организуются занятия?

12. Какие общеподготовительные упражнения Вы знаете?

Легкая атлетика - один из самых массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метании, а также многоборьях. В системе физического воспитания легкая атлетика играет ведущую роль благодаря большому разнообразию, доступности и прикладному характеру ее видов, всестороннему воздействию на организм. Легкая атлетика - один из основных видов спорта в системе физического воспитания Республики Беларусь, так как ее виды используются в детских садах и школах, средних и высших учебных заведениях.

Виды легкой атлетики можно подразделить на пять разделов. Каждый из них подразделяется на разновидности:

  • 1)Спортивная ходьба :
    • · на 20 (мужчины и женщины);
    • · 50 км (мужчины)
  • 2)Бег :
    • · на короткие (100, 200, 400 м);
    • · средние (800 и 1500 м), длинные (5 000 и 10 000 м);
    • · сверхдлинные дистанции (марафонский бег - 42 км 195 м);
    • · эстафетный бег (4*100 и 4*400 м);
    • · бег с барьерами (100 м - женщины, 11 м - мужчины, 400 м - мужчины и женщины);
    • · бег с препятствиями (3 000 м).
  • 3) Прыжки подразделяются на:
    • · вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом);
  • 4)Метания :
    • · толкание ядра;
    • · метание копья;
    • · метание диска;
    • · метание молота.
  • 5) Многоборья :
    • · десятиборье (мужско вид);
    • · семиборье (женский вид).

Бег занимает центральное место в легкой атлетике. Это обусловлено разнообразием форм спортивного бега и тем, что бег входит составной частью в другие виды легкоатлетических упражнений. Бег как средство тренировки универсален, так как, изменяя длину дистанции или скорость бега, можно легко дозировать нагрузку, влиять на развитие скорости, скоростной и специальной выносливости, развивать общую выносливость. Бег является прекрасным и доступным средством оздоровления населения.

Спортивная ходьба - это циклическое движение умеренной интенсивности, при котором спортсмен должен постоянно осуществлять контакт с землей и при этом вынесенная вперед нога должна быть полностью выпрямлена с момента касания земли и до момента вертикали.

Прыжки - это ациклические упражнения скоростно-силового характера. Результаты в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Занятия прыжками способствуют развитию умения мгновенно концентрировать свои усилия, ориентироваться в пространстве, развивает силу. Ловкость, быстроту, прыгучесть, смелость, трудолюбие и другие качества, жизненно необходимы е человеку.

Метания - это ациклические упражнения скоростно-силового характера. Все метания в легкой атлетике выполняются на дальность. Во время метаний происходит энергичная и согласованная работа мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук, при этом движения метателя производятся максимально быстро. Занятия метанием способствуют развитию таких качеств. Как сила и быстрота, координация движений, воспитывает трудолюбие и силу воли.

Материалы для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений.

1. Написание рефератов по теме: «История развития легкой атлетики».

2. Заполнить таблицу 1: «Мировые рекорды, зарегистрированные ИААФ на 1.09.03г.

Таблица 1.

Литература: 9,17,19,21, 41.

Тема 2. Легкая атлетика в системе государственных образовательных учреждений.

1. Рассмотрение учебных программ по физической культуре (физическому воспитанию) образовательных учреждений с анализом легкоатлетических упражнений, включенных в данную программу.

2. Пользуясь «Программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» и конспектами лекций вписать в соответствующие графы таблиц 2,3,4 легкоатлетические упражнения для учащихся 1 – 11 классов.

Таблица 2.

Легкоатлетические упражнения для учащихся начальных классов

Таблица 3.

Легкоатлетические упражнения для учащихся средних классов

Таблица 4.

Легкоатлетические упражнения для учащихся старших классов

Литература: 12,14,19,21,35,36,37,39

Тема 3. Развитие двигательных качеств на уроке по легкой атлетике.

1. Подобрать легкоатлетические упражнения, подвижные игры, посредством которых возможно целенаправленное воспитание физических качеств, отдельно для:

Примерная схема выполнения задания:

Определенное физическое качество, его определение ______________

Факторы, влияющие на развитие данного качества _________________

Сенситивный период воспитания _______________

Основные средства (легкоатлетические) и методы воспитания ________

Тесты, используемые для определения уровня развития физического качества _________________________

2. Заполнить таблицу 5 по степени значимости методов воспитания физических качеств на уроках физической культуры в 1-11 классах.

Таблица 5.

Литература: 9,10,14,15,16,19,21, 35,36,37.

Тема 4. Основы техники легкоатлетических упражнений.

1. Определить свою индивидуальную максимальную скорость ходьбы и бега; определить границы, где прирост скорости будет происходить за счет длины шагов, сочетания длины и частоты шагов и преимущественно за счет частоты шагов (таблица 6).

Таблица 6.

2. Определить и дать полную характеристику факторам, влияющих на:

· дальность полета снаряда в легкоатлетических метаниях;

· соревновательный результат в прыжках.

3. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 10,14,15,19,22,24,34,41,43

Тема 5. Основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям

1. Составить схему доминирующих средств физического воспитания, используемых на уроках (занятиях) легкой атлетике в образовательных учреждениях для:

· дошкольных учреждений;

· младших классов общеобразовательных учреждений;

· средних классов общеобразовательных учреждений;

· старших классов общеобразовательных учреждений;

· учащихся (студентов) среднего и высшего образования.

2. Заполнить таблицу 7 по степени значимости методов обучения легкоатлетическим упражнениям.

Таблица 7.

Литература: 1,3,14,19,21,39

Тема 6. Анализ техники, методика обучения спортивной ходьбе и беговым видам легкой атлетики

1. Написание рефератов по темам: «История развития беговых видов легкой атлетики».

2. Составить таблицу «Методика обучения технике бега на короткие (средние, эстафетного, барьерного) дистанции (Таблица 8)

Таблица 8.

4. Дать характеристику бега на длинные дистанции (история, техника, обучение).

5. Дать характеристику бега на сверхдлинные дистанции (история, техника, обучение).

6. Дать характеристику бега на 3000 м с препятствиями (история, техника вида).

7. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,10,14,15,19,21,24,41,43.

Тема 7. Анализ техники и методика обучения прыжковым видам легкой атлетики.

1.Написание рефератов по темам: «История развития прыжковых видов легкой атлетики».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике прыжка в длину (в высоту) с разбега

Таблица 10.

4.Дать характеристику тройного прыжка с разбега. (история, техника, обучение).

5. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,5,9,10,13,14,15,41.

Тема 8. Анализ техники и методика обучения легкоатлетическим метаниям.

1.Написание рефератов по темам: «История развития легкоатлетических метаний».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике метания (толкания ядра) с разбега.

Таблица 12.

4.Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,4,5,9,10,14,15,19,21,35,36,37,39.

Тема 9. Организация и правила проведения соревнований по легкой атлетике.

1. Определить и записать в таблицу 14 права и обязанности

· главного судьи соревнования;

· главного секретаря;

· бригады судей по бегу (каждой бригады – отдельно);

· бригады судей по прыжкам;

· бригады судей по метаниям.

Таблица 14.

2. Составить положение о соревновании по схеме:

Цели и задачи соревнования;

Место и сроки проведения

Осуществление руководства;

Программа соревнования;

Состав участников;

Порядок определения личного и командного первенства;

Награждение победителей порядок;

Сроки подачи заявок

3. Составить программу и график соревнования (пример таблица 15).

Таблица 15.

График соревнований

Число участников

Число участников в забеге (серии)

Число забегов (серий)

Время на забег (серию), ч

Время на вид, мин

Бег: 100 м

(девушки) 100 м

Метание диска

(девушки)

Толкание ядра

4. Участие в судействе соревнований по легкой атлетике, проводимой Федерацией легкой атлетике г.Орла и Орловской области.

5. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 9,10,14,15,16,19, 17,18, 21,30.

Тема 9. Основы спортивной тренировки в легкой атлетике.

1. На основе изучения документов планирования учебно-тренировочной работы по легкой атлетике заполнить таблицу (документы перспективного, текущего и оперативного планирования) (табл.16).

Таблица 16

2. Проанализировать общепедагогические и практические средства и методы, используемые в легкой атлетике и записать их в таблицу:

Для освоения, совершенствования техники и тактики вида спорта;

Для воспитания физических способностей;

Для формирования нравственных качеств личности;

Для повышения интеллектуального потенциала воспитанников.

Таблица 17

2. Написание конспекта учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы НП – 1.

План-конспект

учебно-тренировочного занятия ____________________ (указать вид спорта)

для _____________________ (указать группу, год подготовки)

Разработал студент ___________ курс _____________ группа_____________

Дата ________________

Задачи занятия:

1) __________________________________

2) __________________________________

3) __________________________________

Необходимое оборудование и инвентарь: ______________________

Части занятия и их содержание

Дозировка

Методические указания

Примечание.

1. В первую графу «Части занятия и их содержание» запишите все упражнения в порядке их проведения в тренировочном занятии.

2. В графе «Дозировка» укажите число повторений, серий, подходов, время выполнения, метраж, скорость и т.п.

3. В графе «Методические указания» запишите методы выполнения упражнений, требования к выполнению двигательных действий, ключевые моменты техники выполнения и т.п.

Литература: 6,11,16,17,19,20,29,32,33,34.


Основная

1. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. – М., 2001.

2. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. «Академия», 2003. – 464с.

3. Зелинчук В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике. – М., 2000

4. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Под ред. Н.Г. Озолина. – М.,2002.

5. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Терра-спорт, 2000.

6. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-спорт, 2000.

Дополнительная

7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.,1986.

8. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета.- Киев, 1986.

9. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М., 1985.

10. Комплексная программа физического воспитания учеников I-XI классов общеобразовательной школы. - Мн.: 1993.

11. Легкая атлетика / Под ред. А.Н. Макарова, П.Э. Сирис, В.П. Теннова. – М., 1987.

12. Легкая атлетика в школе / Под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1993.

13. Легкая атлетика. Учебное пособие. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. - М.: Высшая школа, 1979.

14. Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: ФИС.1989.

15. Легкая атлетика: Учебник для студентов институтов физической культуры. - /Под редакцией Озолина Н.Г., Воронина В.И., М.; Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

16. Легкая атлетика: Программа для ДЮСШ. – М.: ФиС,1986.

17. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова. - М., 1985.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.

19. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М., 1989.

20. Правила соревнований по легкой атлетике / Всероссийская федерация легкой атлетики. - М., 1994.

21. Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.Я.Головина, В.А.Мострякова, А.В.Коробкова. – М.:Высшая школа, 1983.

22. Азбука тренировки легкоатлета. /И.Вацула и др. - Мн., Пламя, 1986.

23. Балахничев В.В. Бег на 110м с барьерами. – М., 1987.

24. Бондарчук А.П. Метание молота. – М., 1985.

25. Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М., 1986.

26. Гайхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика, - М.: Физкультура и спорт, 1972.

27. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М., 1986

28. Легкая атлетика. Ежемесячный спортивный методический журнал.

29. Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., 1985.

30. Озолин Н.Г. Спринтерский бег. – М., 1986.

31. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Терра-спорт, 2000.

32. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливада Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

33. Специальные упражнения легкоатлетов. Учебное пособие/ Под общ. ред. Н.И.Выставкина, З.П.Синицкого. – М.:ФиС, 1967.

34. Специальные упражнения юных легкоатлетов /Под ред. В.Г.Алабина, В.Н.Крупенио. - Минск, 1970.

35. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике/ Под ред. В-Г.Алабина, М. П. Кривоносова. - М., 1982.

36. Уроки физической культуры в IV-VI классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1979.

37. Уроки физической культуры в IX-X классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1982.

38. Уроки физической культуры в VII-VIII классах /Под ред. Г. П. Богданова.-М., 1981.

39. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб.пособие. – М., 1989.

40. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. /Под общей редакцией Г.П.Богданова. - М.: Просвещение, 1971.

41. Школа легкой атлетики: Учебное пособие/ Под общ. ред.А.В.Коробова. – М.:ФиС, 1968.

42. Шорец П.Г. Бег с препятствиями. – М., 1977.

43. Юный легкоатлет /В.Б.Попов, Ф.П.Суслов, Е.И.Лива-до.-М.,1984.

Классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений

атлетика упражнение бег многоборье

Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад. По этим упражнениям присваиваются спортивные разряды и звания.

Ходьба естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. При систематических занятиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, вырабатывается выносливость, воспитываются такие ценные качества, как настойчивость, воля, упорство, умение переносить трудности, бороться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе длительных соревнований. Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований (дорожка стадиона, дорога, шоссе). На стадионе скороходы соревнуются на дистанциях 3, 5, 10, 20, 50 км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15, 20, 25, 30, 50 км. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых - постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами). При появлении безопорного положения, когда спортсмен фактически переходит на бег, согласно правилам, он снимается с соревнований. Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие атлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья.

Быстрый спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно - силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции - выносливости, барьерный бег - ловкости, способности к высокой координации движений. Бег подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с искусственными препятствиями и эстафетный. В свою очередь в гладком беге различают: бег на короткие дистанции - от 30 до 400 м; на средние дистанции - от 500 до 2000 м; на длинные дистанции - от 3000 до 10 000 м; на сверхдлинные дистанции - 20 000, 25 000, 30 000 м; часовой и двухчасовой бег. Кросс по пересеченной местности проводится на самые разнообразные дистанции (от 500 м до 14 км), а бег по дорогам на 15, 20, 30 км и 42 км 195 м (марафонский бег). Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и количества этапов. Он может проводится на короткие дистанции - 4Ч60, 4Ч100, 4Ч200, 4Ч400 м; на средние 5Ч500, 3Ч800, 4Ч800, 10Ч1000, 4Ч1500 м и на смешанные дистанции - 400 + 300 + 200 + 100 м и 800 + 400 + 200 + 100 м. Кроме того, в нашей стране широко культивируются эстафеты по улицам городов с произвольной длиной этапов. Прыжки в легкой атлетике подразделяются по своему назначению - в длину и высоту. Они выполняются с места и с разбега. В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются преимущественно как средство тренировки и в качестве тестов для определения уровня физической подготовленности. Прыжки выполняют различными способами и вариантами. Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту - «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери - флоп». В некоторых способах прыжков имеется по нескольку вариантов. Например, прыжок способом «перекат» может выполняться с нырком за планку или без него, переходя планку боком или спиной, приземляясь на толчковую или маховую ногу и т.д.

Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся «скачка», «шага» и «прыжка». Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры - шеста.

Прыжки способствуют развитию скоростно - силовых качеств, разностороннему физическому развитию человека. Они воспитывают ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом. Метания - это упражнения скоростно-силового характера, целью которых является перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Метания характеризуются мощными, кратковременными («взрывными») усилиями. Занятия метаниями развивают прежде всего силу, совершенствуют качества быстроты, ловкости, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот, вес, мяч с петлей. Со скачка проводится толкание ядра, камня, с разбега - копья, гранаты, мяча. Многоборья состоят из нескольких видов легкой атлетики. Называют многоборья по количеству входящих в него видов (троеборье, пятиборье и т.д.). Обычно в многоборья входят и бег, и прыжки, и метания. В настоящее время наибольшее распространение получили: троеборье, четырехборье и пятиборье для женщин, пятиборье и десятиборье для мужчин; троеборье, четырехборье и пятиборье для мальчиков, девочек, детей среднего школьного возраста; шестиборье и восьмиборье для юношей старшего возраста. Результаты в многоборьях определяются по специальной таблице очков, утвержденной ИААФ

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения - значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделение на группы и подгруппы согласно определенным признакам. В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

  • 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
  • 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.
  • 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности.
  • 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические ациклич и смешен.
  • 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
  • 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л.П. Матвеев, 1977):

  • 1-я группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относиться большинство видов спорта;
  • 2-я группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет, и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;
  • 3-я группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
  • 4-я группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
  • 5-я группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
  • 6-я группа - многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).