Наставление по организации боевая стрельба взвода. Проведение боевых стрельб

      1. Подготовка боевых стрельб взводов…………………… ……..3 1.1.Этапы подготовки БСВ……………… ………………………..3

      1.2.Обязанности командиров по организации и

      проведению БСВ…………………………………………………..4

      1.3. Исходные данные для БСВ…………………………………... 6

      1.4.Район проведения БСВ………………………………………. .7

      1.5.Тактическая обстановка на БСВ……………………………...9

      1.6.Мишенная обстановка на БСВ……………………………… 10

      1.7. План проведения БСВ………………………………………. .12

      1.8.Подготовка личного состава к проведению БСВ…………...13

      2. Проведение боевых стрельб взводов………………………….15

      2.1.Работа командира взвода по оценке исходной

      обстановки…………………………………………………… …...18

      2.2. Действия командира взвода в ходе боевой стрельбы……...19

      2.3.Действия командира взвода с выходом на рубеж

      Прекращения огня………...………………………………………20

      Заключение……………………..………………………… ………38

      Список использованной литературы …………..………………. 39

Введение

Боевые стрельбы являются высшей формой обучения взводов, на которых тактические действия связаны с выполнением огневых задач, и проводятся на завершающем этапе их слаживания.

Сущность боевых стрельб взводов заключается в том, что командиры отделений и их личный состав обучаются ведению боя (действий) с практическим выполнением подразделениями огневых задач боевым патроном (снарядом) штатными и приданными средствами. При их проведении основное внимание должно уделяться правильным тактическим действиям, умелому и эффективному применению вооружения и военной техники для выполнения огневых задач и управлению подразделениями и их огнем в ходе боя.

Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической подготовки, предусматривающей действия подразделения в наступлении, в обороне, в походном охранении днем и ночью.

Тему боевой стрельбы для взвода определяет командир батальона.

Боевые стрельбы проводятся, как правило, на директрисах боевых машин или войсковых стрельбищах.

Основным методом обучения на боевых стрельбах является практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей, в том числе и в решении огневых задач.

Боевая стрельба взвода организуется и проводится под руководством командира роты.

1. Подготовка боевых стрельб взводов

1.1.Этапы подготовки БСВ.

Подготовка боевой стрельбы взвода представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром роты до ее начала, и включает: личную подготовку руководителя к боевой стрельбе, определение (уточнение) исходных данных, выбор района проведения боевой стрельбы, разработку плана проведения боевой стрельбы, подготовку обучаемых, участка местности и средств материально-технического обеспечения к боевой стрельбе.

1.2.Обязанности командиров по организации и проведению БСВ.

Подготовка командира роты проведению боевой стрельбы осуществляется на показных боевых стрельбах, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. В ходе работы командир роты обязан изучить необходимые приказы, положения Боевого устава, наставлений и руководств, проанализировать состояние тактической подготовки командиров и подразделения в целом.

Командир роты несет полную ответственность за боевую стрельбу взвода, ее своевременную подготовку и качественное проведение.

Он обязан:

до начала боевой стрельбы:

Изучить руководящие документы и методическую литературу;

Уяснить тему боевой стрельбы;

Определить цели и учебные вопросы;

Определить состав, положение и характер действий противника, подлежащего обозначению мишенями и макетами;

Уточнить расход моторесурсов, боеприпасов и других материально- технических средств, необходимых для проведения боевой стрельбы;

Уточнить район проведения боевой стрельбы и организовать его подготовку;

Определить основные вопросы плана проведения боевой стрельбы и приступить к разработке основных документов для его подготовки и проведения;

Провести рекогносцировку участка боевой стрельбы, в ходе которой определить: основное направление стрельбы; боковые защитные зоны; направления, в которых запрещается ведение огня; рубежи открытия и прекращения огня; количество и состав целей, в том числе резервных, порядок, способы показа и имитации их огня; порядок светового обеспечения (при проведении боевой стрельбы ночью); места, время и порядок выдачи боеприпасов, заряжания и разряжания оружия; сигнал прекращения огня и требования безопасности в ходе боевой стрельбы;

Разработать и утвердить у командира батальона план проведения боевой стрельбы с докладом его на местности в районе проведения боевой стрельбы или на макете местности;

Установить требования безопасности на боевой стрельбе и обеспечить условия их соблюдения;

Определить характер и объем мероприятий по оборудованию участка боевой стрельбы; места пунктов управления мишенной обстановкой; организацию связи и порядок управления мишенной обстановкой; организацию оцепления участка боевой стрельбы; меры по сохранению материальных средств всех видов собственности;

Определить порядок и сроки подготовки вооружения, военной техники, боеприпасов и обучаемого личного состава к боевой стрельбе и руководить их подготовкой;

Провести контрольное тактическое занятие.

в ходе боевой стрельбы:

Ввести обучаемых в исходную тактическую обстановку и контролировать их действия;

Заслушивать в качестве старшего командира решения командира взвода, изучать его работу, обучать организации боя и управлению взводом в ходе его ведения;

Оценивать решения командира взвода, на основе принятого им решения определять порядок розыгрыша боевых действий, уточнять порядок показа мишенной обстановки, время и порядок выдачи боеприпасов;

Принять доклады командира взвода, начальника учебного тактического поля и начальника оцепления о готовности обучаемых, тактического поля и оцепления к боевой стрельбе;

Руководить действиями командира взвода во время боевой стрельбы, учить его осуществлять разведку противника до начала и в ходе его огневого поражения, добиваться от обучаемых командиров умелого управления огнем и поддержания непрерывного взаимодействия штатных и приданных подразделений, оценивать тактические действия обучаемых в ходе боевой стрельбы;

Не предоставлять успеха стреляющему подразделению без надежного огневого поражения противника (не менее 50 %);

Проводить боевую стрельбу в поучительной обстановке, следить за тем, чтобы не допускались упрощения и не нарушались требования безопасности;

Изыскивать новые приемы организации и ведения боя, способы боевого применения вооружения и военной техники в условиях различной обстановки;

По окончании боевой стрельбы объявить частный отбой, организовать разряжание оружия и изъятие неизрасходованных боеприпасов;

Осмотреть мишенное поле, определить результаты стрельбы и общую оценку за результаты огневого поражения на этапе с боевой стрельбой;

Обеспечить организованное возвращение подразделения в место постоянной дислокации;

Провести разбор боевой стрельбы.

1.3. Исходные данные для БСВ.

Исходными даннымидля боевой стрельбы являются: тема, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время (днем, ночью), продолжительность, район проведения, количество вооружения, военной техники, нормы расхода боеприпасов, имитационных средств и моторесурсов.

Определение (уточнение) исходных данных начинается с уяснения темы боевой стрельбы. При этом командир роты должен уяснить возможные варианты условий обстановки, в которых можно отработать данную тему, и конкретно определить, в каких условиях целесообразно начать отработку темы, какие основные боевые эпизоды она в себя включает и чем должна закончиться ее отработка.

Уяснив тему и содержание боевой стрельбы, руководитель определяет ее учебные цели. Учебные цели должны быть конкретными, направленными на достижение высокой полевой выучки и слаживания подразделения.

Количество учебных вопросов зависит от содержания темы и отведенного времени. Формулировки учебных вопросов должны отражать работу и действия всех основных категорий обучаемых. При организации боя могут отрабатываться такие учебные вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, постановка боевых задач, организация взаимодействия и другие.

При уточнении состава обучаемых руководитель определяет, какие подразделения и в каком составе привлекаются на боевую стрельбу.

Время проведения (днем, ночью) и продолжительность боевой стрельбы определяется вышестоящим командиром и указываются в плане боевой подготовки и расписании занятий.

При производстве расчета времени на отработку учебных вопросов руководитель должен исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня своего методического мастерства, выделяя для отработки наиболее важных и сложных вопросов большую часть учебного времени.

Определяя исходные данные, руководитель должен уточнить, какое количество боеприпасов, моторесурс отпускается на боевую стрельбу, а также возможности учебного тактического поля по созданию мишенной обстановки.

1.4.Район проведения БСВ.

При выборе района проведения боевой стрельбы руководитель должен учитывать его размеры и характер местности.

Район проведения боевой стрельбы должен включать: исходный район для обучаемого подразделения; полосу местности, на которой будут проходить действия сторон при отработке вопросов темы; место (район) окончания боевой стрельбы. Он должен обеспечивать безопасность ведения огня из всех видов оружия, а также размещение мишенной обстановки на глубину 2-3 км.

При отработке вопросов наступательного боя район проведения боевой стрельбы должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществления маневра в глубине обороны противника и т.д.

При проведении боевой стрельбы по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению мероприятий маскировки, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

Краткое описание

Боевые стрельбы являются высшей формой обучения взводов, на которых тактические действия связаны с выполнением огневых задач, и проводятся на завершающем этапе их слаживания.
Сущность боевых стрельб взводов заключается в том, что командиры отделений и их личный состав обучаются ведению боя (действий) с практическим выполнением подразделениями огневых задач боевым патроном (снарядом) штатными и приданными средствами. При их проведении основное внимание должно уделяться правильным тактическим действиям, умелому и эффективному применению вооружения и военной техники для выполнения огневых задач и управлению подразделениями и их огнем в ходе боя.
Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической подготовки, предусматривающей действия подразделения в наступлении, в обороне, в походном охранении днем и ночью.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Подготовка боевых стрельб взводов…………………………..3 1.1.Этапы подготовки БСВ………………………………………..3
1.2.Обязанности командиров по организации и
проведению БСВ…………………………………………………..4
1.3. Исходные данные для БСВ…………………………………...6
1.4.Район проведения БСВ………………………………………..7
1.5.Тактическая обстановка на БСВ……………………………...9
1.6.Мишенная обстановка на БСВ………………………………10
1.7. План проведения БСВ………………………………………..12
1.8.Подготовка личного состава к проведению БСВ…………...13
2. Проведение боевых стрельб взводов………………………….15
2.1.Работа командира взвода по оценке исходной
обстановки………………………………………………………...18
2.2. Действия командира взвода в ходе боевой стрельбы……...19
2.3.Действия командира взвода с выходом на рубеж
прекращения огня………...………………………………………20
Заключение……………………..…………………………………38
Список использованной литературы …………..………………. 39

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Боевая стрельба это высшая форма обучения тактической подготовке, которая является завершающим этапом боевого слаживания и огневой выучки отделения. В ходе боевой стрельбы осуществляется дальнейшее совершенствование навыков командиров отделений в организации засады (налета) и управлении огнем, а личного состава - в совместных действиях в составе отделения при выполнении тактических и огневых задач.

Сущность. Командиры отделений и личный состав обучаются действиям при проведении различных тактический действиях с практическим выполнением задачи боевым патроном.

На боевую стрельбу обычно предусматривается время, не только для непосредственного ведения огня, но и на подготовку к действиям.

Боевая стрельба включает в себя:

1. Подготовку к действиям в наступлении

2. Тактические действия разведывательного органа (групп).

3. Умелое применение оружия и боевой техники для выполнения огневых задач.

4. Управление личным составом и группами, а также огнём в ходе наступления

5. Строгое соблюдение требований безопасности.

Метод обучения: Практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей, в том числе решение огневых задач.

Боевая стрельба отделений организуется и проводится командиром взвода в штатном составе отделений на заранее оборудованном участке полигона, обеспечивающем полную безопасность ведения огня. Создание сводных отделений не допускается.

На боевую стрельбу личный состав отделений должен выводиться с облегченной экипировкой на штатной технике.

Для проведения боевой стрельбы создается обстановка, предусматривающая ведение огня из всех видов оружия штатных и приданных подразделений, как по наземным, так и по воздушным целям. Огонь может вестись по отдельным целям в средствах индивидуальной защиты, через бойницы БМП (БРДМ), из пулеметов, установленных на (БМП) БРДМ, ночью с использованием ночных прицелов, а также предусматривается метание ручных гранат.

План является рабочим документом руководителя стрельбы и может быть составлен в тетради (карте) или на отдельных листах.

План состоит из текстуальной и графической части. В текстуальной части занятия излагаются учебные вопросы и время на их отработку, действия командира, схема тактических действий, действий обучаемых.

В плане обычно указывается (см. вариант плана):

А. В текстуальной части

Тема, учебные цели, время и место проведения;

Руководства и пособия;

Материальное обеспечение;

Текст тактической обстановки;

Ход занятия: учебные вопросы и время на их отработку;

Действия руководителя боевой стрельбы;

Порядок и время показа целей.

Б. В графической части

Схема тактической обстановки и районы (рубежи) расположения целей;

Рубежи открытия и прекращения огня, порядок их обозначения днем и ночью;

Основное и запрещенные направления стрельбы.

В. В виде приложений

Схема организации учебных мест;

Расчет мишеней и боеприпасов;

Позывные и сигналы управления;

Схема связи;

Кроме плана проведения боевой стрельбы должны быть разработаны:

Вариант боевого приказа на устройство засады командиром взвода и командиром отделения:

План работы помощника по имитации;

Планы работы руководителей на учебных местах.

Проведение боевой стрельбы.

Выдвижение в район начала занятия, объявление темы занятия, организация засады осуществляется применительно к обычному тактическому занятию, но имеет некоторые особенности.

Отделения на боевую стрельбу выводятся в составе взвода и размещаются в исходном районе, где отрабатывают вопросы подготовки к действиям в засаде. Командир взвода организует занятия на 2-3 учебных местах, где руководители приступают к проведению занятия, определяет очередность выполнения боевой стрельбы отделениями.

Перед началом боевой стрельбы командир взвода принимает доклады:

От обучаемого командира - о готовности отделения к выполнению боевой задачи и ознакомления личного состава с требованиями безопасности;

От начальника стрельбища (тактического учебного поля и оператора) - о готовности участка боевой стрельбы и мишенного поля;

От начальника оцепления - о готовности оцепления;

От начальника пункта боевого питания - о готовности ПБП и наличие раздаточных ведомостей.

Убедившись в готовности к проведению боевой стрельбы, руководитель дает команду начальнику пункта боепитания на выдачу боеприпасов первому отделению для личного состава, который привлекается для огневого поражения на РОО №1.

Боеприпасы для личного состава отделения для последующего ведения огня выдаются после его отхода и занятия огневых позиций на РОО №2 по команде руководителя.

Доставка боеприпасов осуществляется индивидуально каждым или подносчиками с развернутого пункта боепитания.

Полученные боеприпасы распределяются равномерно между солдатами одной специальности. Выстрелы для БМП (БРМ) размещаются в боеукладке, боеприпасы для автоматов, пулеметов и гранатометов снаряжаются в магазины, ленты, коробки с ручными гранатами, уложенными в сумки, выдаются личному составу.

Перед постановкой задачи обучаемому командиру руководитель боевой стрельбы проводит ориентирование, а в последующем отдает боевой приказ на действия в засаде одному из отделений, позволяющее обучаемому командиру принимать обоснованное решение.

Заслушав и оценив решение обучаемого командира отделения, руководитель боевой стрельбы предоставляет время на отдачу боевого приказа командиром отделения на засаду. При необходимости он уточняет порядок розыгрыша боевых действий, определяет к какому времени отделение должен выйти на рубеж, какие изменения необходимо внести в мишенную обстановку и порядок показа целей.

Контролирует действия командира отделения и личного состава при выдвижении, занятии огневых позиций и организации системы огня и принимает доклад о готовности к стрельбе.

Затем руководитель боевой стрельбы приказывает поднять красные флаги (открыть красные круги ВСУ) на вышке тактического учебного поля (войскового стрельбища) и дает распоряжение на подачу сигнала «Огонь».

При розыгрыше боевых действий в засаде руководитель боевой стрельбы, находясь рядом с обучаемым командиром, начинает показ действий мелкой группы противника на огневом рубеже (РОО №1), расположенном в глубине стрельбища с ближнего расстояния до движущейся мелкой группы противника.

Личный состав, участвующий в ведении огня по мелкой группе по установленному сигналу и по команде командира отделения поражает мишени.

Боевая стрельба на данном рубеже заканчивается после выполнения поставленной отделению задачи поражения мелкой группы. РОО №1 является и рубежом прекращения огня (РПО №1). На рубеже прекращения огня руководитель боевой стрельбы установленным сигналом объявляет частный отбой и приказывает поднять белый флаг. По этому сигналу все огневые средства прекращают ведение огня.

Командир отделения лично проверяет разряжение оружия и докладывает об этом руководителю боевой стрельбы. Командир взвода вызывает к себе начальника пункта боепитания и приказывает собрать неизрасходованные боеприпасы и стреляные гильзы. После личной проверки на разряженность нацеливает командира группы захвата на захват пленного и отход.

Путем наращивания обстановки голосом, действиями группы имитации и показом мишеней создает ситуацию подхода к месту засады крупной группы противника. Контролирует правильные действия командира отделения по управлению личным составом при отходе на указанный командиром взвода рубеж.

При выходе и развертывании отделения на РОО №2 контролирует действия командира отделения в постановке задач на подготовку к отражению подходящей группы. Убедившись в правильности занятия огневых позиций, подает команду подносчикам на выдачу боеприпасов, приказывает поднять красный флаг и продолжает розыгрыш действий.

На данном рубеже боеприпасы выдаются всему личному составу для поражения целей согласно созданной мишенной обстановки.

В последующем, продолжает последовательный показ целей №2, №3, №4 путем наращивания обстановки и подъема мишеней в интересах поражения подходящих групп противника на дальних подступах к рубежу, на ближних подступах и отхода отделения.

Контролирует работу обучаемого командира отделения по управлению личным составом и огнем, своевременно наращивает обстановку, следит за тем, чтобы в стремлении командира и личного состава поразить цели не допускалось упрощения в тактических действиях, осуществляет контроль за соблюдением требований мер безопасности. При грубом их нарушении немедленно подает сигнал на прекращение огня.

В ходе поражения подошедшего к месту засады противника, при отходе с места засады, когда значительная часть целей не поражена, руководитель может задержать продвижение отделения и потребовать от командира отделения правильных действий по уничтожению противника (поражению целей). Непораженные цели он может показать одновременно с другими целями на новых рубежах. Если в ходе боевой стрельбы обучаемый командир принял решение несвоевременно или подразделение действует неумело, руководитель боевой стрельбы, используя резервные группы мишеней, создает такую обстановку, которая побуждает обучаемого командира уточнить свое решение и устранить выявленные недостатки.

На РПО №2 руководитель боевой стрельбы установленным сигналом объявляет отбой. По этому сигналу все огневые средства прекращают ведение огня, личный состав и БМП (БТР) останавливаются, пушкам и пулеметам БМП (БТР) придается максимальный угол возвышения, выключаются электроспуски.

Командир отделения лично проверяет разряжение оружия и докладывает об этом руководителю боевой стрельбы. Командир взвода вызывает к себе начальника пункта боепитания и приказывает собрать неизрасходованные боеприпасы и стреляные гильзы. Наводчик- оператор БРМ (БМП) и личный состав, действующий вне машины, разряжают оружие, неизрасходованные боеприпасы изымаются и сдаются на пункт боепитания.

После выполнения боевой стрельбы всеми отделениями руководитель проводит разбор. Порядок и содержание разбора боевой стрельбы аналогичны порядку и содержанию разбора на обычных тактических занятиях. боевой стрельба засада боеприпас

Порядок определения оценки за боевые стрельбы. Руководитель, давая общую оценку, должен исходить из оценки за тактические действия отделения на протяжении всего занятия с учетом поражения целей (мишеней) в соответствии с требованиями Курса стрельб и Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск.

Определение общей оценки за боевую стрельбу осуществляется по двум оценкам: за тактические действия и результаты огневого поражения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие о меткости стрельбы и поражаемой зоне. Меры рассеивания и зависимость между ними. Причины, вызывающие разнообразие углов бросания и направления стрельбы. Явления разбрасывания пуль при стрельбе из одного и того же оружия в одинаковых условиях.

    разработка урока , добавлен 10.08.2013

    Создание зенитно-ракетной системы 300В. КП с узлом связи и упрощенная МФ РЛС. Зона поражения аэродинамических целей по дальности и высоте. Темп стрельбы, время подготовки ЗУР к пуску. Перевод системы из дежурного режима в боевой. Предназначение и состав.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Векторная схема и уравнение задачи прицеливания. Составление скалярных уравнений задачи прицеливания. Вычисляемые величины. Расчет дополнительных параметров условий стрельбы. Расчет и анализ прицельных поправок. Функциональная схема прицельной системы.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Боевая подготовка: цель, задачи, структура, требования. Современные научно-технические средства, их характеристики и способы применения. Лазерные имитаторы стрельбы и поражения, геоинформационные системы, автоматизированные системы управления войсками.

    реферат , добавлен 22.11.2014

    Правила безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны. Порядок поведения на огневом рубеже. Действия с оружием по подаваемым командам руководителя стрельб в тире. Боевые свойства пистолетов ИЖ-71, техника стрельбы. Осмотр оружия и патронов.

    методичка , добавлен 31.01.2011

    Сущность и основные задачи морально-психологического обеспечения (МПО) боевой подготовки. Ее основные направления и порядок организации. Формы и методы МПО боевой подготовки. Порядок разработки плана МПО тактического и тактико-специального учения.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2012

    Техническое описание, назначение и боевые свойства автомата, устройство и работа его составных частей. Подготовка автомата и проверка меткости стрельбы, меры безопасности, правила хранения и сбережения. Последовательность разборки и сборки автомата.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Сущность боевой традиции, ее истоки и значение на современном этапе. Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России и их применение в армии сегодня. Патриотизм как неотъемлемая черта русского воина и основа героизма. Дружба в боевой готовности войск.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Боевая служба маневренной группы: назначение, состав, порядок выполнения задачи, тактика действий. Задачи, состав, экипировка, вооружение МГ. Построение походного порядка. Несение боевой службы. Действия маневренной группы при осложнении обстановки.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2008

    Боевая подготовка. Организация и укрепление боевой подготовки во внутренних войсках. Успешное выполнение служебно-боевых задач. Обучение личного состава. Командирская подготовка. Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности.

тивотанковых гранатометов, так и для стрельбы из всех видов стрелкового оружия, в том числе из спаренных пулеметов боевых машин.

Порядок и продолжительность показа целей, направление и скорость движущихся целей, порядок имитации огня целей определяются руководителем боевой стрельбы в зависимости от тактического замысла, характера целей, предполагаемых решений и действий обучаемых дальностей стрельбы и времени суток.

Общее время показа целей определяется временем, необходимым для прохождения стреляющими или целями расстояния от рубежа начала показа целей до рубежа окончания показа целей. При этом цели обычно показывают многократно.

План боевой стрельбы отделения (взвода) утверждается старшим командиром (начальником) не менее чем за три дня до начала боев стрельбы.

2.6.2. Проведение боевой стрельбы

Порядок проведения боевых стрельб в основном аналогичен порядку проведения тактических занятий. Особенностью проведения боевых стрельб является имитация боевых действий противника мишенной обстановкой. При организации наступательного боя на местности командиру взвода (отделения) необходимо учитывать, что обороняющийся противник до начала наступления значительную часть сил и средств сохранит в укрытиях, и только его дежурные средства будут вести наблюдение за действиями наступающих подразделений, а по мере их обнаружения – огонь. Поэтому руководитель боевой стрельбы в этот период подает команду оператору на показ и имитацию огня примерно 25 % всех мишеней для обозначения дежурных огневых средств противника преимущественно на переднем крае и в ближайшей глубине, не раскрывая полностью состав и намерения обороняющегося. Это позволит обучаемому командиру принять обоснованное решение.

Заслушав и оценив решение обучаемого командира взвода (отделения), руководитель боевой стрельбы намечает порядок розыгрыша боевых действий, определяет, к какому времени взвод (отделение) может выйти на тот или иной рубеж, какие изменения необходимо внести в мишенную обстановку и порядок показа мишеней.

Перед началом боевой стрельбы руководитель заслушивает обучаемого командира подразделения о готовности взвода (отде-

ления) к выполнению боевой задачи, оператора и начальника тактического учебного поля (полигона) о готовности участка боевой стрельбы и мишенного поля, начальника оцепления о готовности оцепления. Убедившись в готовности к проведению боевой стрельбы, руководитель объявляет время «Ч», дает разрешение старшине роты на выдачу боеприпасов, приказывает поднять красный флаг на командном пункте тактического учебного поля и подает сигнал «Огонь».

В ходе боевой стрельбы руководитель находится вместе с командиром обучаемого подразделения и осуществляет розыгрыш боевых действий на основе принятого решения, отданных распоряжений, фактических действий взвода и результатов поражения целей. Наращивает обстановку руководитель боевой стрельбы умелым управлением мишенной обстановкой и вводными командами, в которых сообщает положение соседей и других сил и средств старших командиров, а также необходимые данные о противнике в глубине обороны.

Умелое управление мишенным полем позволяет создать сложную тактическую обстановку и вынуждает обучаемого командира принимать оптимальные решения, проявлять инициативу, определять важность целей и совершенствовать практические навыки в управлении подразделением и огнем. Например, если перед фронтом наступления взвода показать сначала цель для пушек БМП, а затем несколько целей для стрелкового оружия, то уничтожить эти цели придется последовательно, то есть каждую цель сосредоточенным огнем; если показать цели одновременно и на разных рубежах, они должны быть уничтожены одновременно, но с учетом распределения целей.

Дальность открытия огня по целям определяется руководителем с учетом боевых возможностей оружия, характера целей, времени, необходимого для обнаружения и поражения целей, положения для стрельбы (способа стрельбы) и отпускаемого количества боеприпасов.

Если в ходе боевой стрельбы обучаемый командир несвоевременно принял решение или личный состав взвода (отделения) действует неумело, руководитель боевой стрельбы, используя резервные группы мишеней, создает такую обстановку, которая побуждает командира обучаемого подразделения уточнить свое решение и устранить выявленные недостатки. Цели должны показываться внезапно как перед фронтом, так и на флангах, усложняя обстановку для обучаемых.

Раздел II. Методика проведения занятий по тактической подготовке

Если большинство целей на рубеже не поражены, руководитель боевой стрельбы может задержать продвижение взвода (отделения), но не ближе рубежа минимальной дальности, с которой допускается ведение огня по данным целям, временно вывести из строя нескольких человек из состава взвода (отделения) и тем самым заставить обучаемого командира принять правильное решение и быстро поставить задачу на уничтожение противника (поражение целей).

Объявление условных потерь является эффективным средством влияния на действия обучаемых. Нецелесообразно выводить из строя личный состав за неумелые действия командира. В этих случаях потери объявляются непосредственно командиру подразделения, а солдаты (сержанты) выводятся из строя, как правило, за их неумелые действия на поле боя. Личный состав, выведенный из строя, после выполнения необходимых мероприятий по указанию руководителя может использоваться в качестве резерва пополнения и для решения других задач.

При атаке переднего края обороны противника огонь ведется с ходу, при ведении боя в глубине обороны противника в зависимости от тактической обстановки – с ходу или с короткой остановки. В ходе боевой стрельбы темп наступления не должен снижаться искусственно, чтобы не создавались облегченные условия для лучшего поражения целей.

В ходе боевой стрельбы необходимо учить командира (отделения) взвода умелому сочетанию огня с движением и маневром. При этом темп наступления должен соответствовать степени поражения противника, и не должно быть остановок на выгодных рубежах для ожидания показа целей. С получением данных о готовящейся контратаке противника превосходящими силами взвод (отделение) занимает выгодный рубеж и огнем с места поражает цели противника, а затем завершает его разгром. При контратаке равными или меньшими силами противник уничтожается с коротких остановок или с ходу.

При розыгрыше боевых действий обучаемого взвода (отделения) в обороне руководитель боевой стрельбы учитывает время, необходимое на выдвижение противника, темп его наступления и построение боевого порядка, время для занятия опорного пункта, организации системы огня и инженерного оборудования позиций.

Боевая стрельба в обороне обычно начинается с поражения противника на дальних подступах. Действия наступающего про-

Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом

тивника руководитель боевой стрельбы обозначает движущимися установками с мишенями по рубежам с последовательным продвижением с дальнего рубежа (от 2000 м) к переднему краю обороны взвода (отделения). Подход противника к переднему краю может обозначаться трехмерными мишенями, вклинившийся противник – подъемом (движением) групп мишеней, остановленный (залегший) противник – подъемом групп грудных мишеней и т.д.

Непораженные мишени руководитель показывает повторно, одновременно с целями на других рубежах, обозначая эшелонирование боевого порядка противника.

В случаях нарушения требований безопасности руководитель дает команду на подачу сигнала «Отбой», а взводу командует: «Стой, прекратить огонь» и поднимает на командном пункте белый флаг.

Экипажи боевых машин, застрявших в ходе этапа с боевой стрельбой, обязаны разрядить оружие, придать стволам орудий максимальный угол возвышения и обозначить себя установленным сигналом. Эвакуация застрявшей техники осуществляется тягачами ремонтно-эвакуационной группы. После эвакуации она по указанию командира занимает свое место в боевом порядке.

Для медицинского обеспечения боевой стрельбы выделяется санитарная машина с врачом, которая двигается в ходе стрельбы за руководителем в готовности к немедленному оказанию помощи пострадавшим.

Боевая стрельба заканчивается после выполнения подразделением поставленной задачи и с выходом на рубеж прекращения огня.

С выходом обучаемого подразделения на рубеж прекращения огня руководитель боевой стрельбы установленным сигналом объявляет частный отбой. По этому сигналу все огневые средства прекращают ведение огня. Личный состав, БМП (приданный танк) останавливаются, пушкам БМП, танков придается максимальный угол возвышения, выключаются электроспуски.

Экипажи машин и личный состав разряжают оружие, неизрасходованные боеприпасы изымаются и сдаются на пункт боепитания.

Командир обучаемого подразделения лично проверяет разряжение оружия и докладывает об этом руководителю боевой стрельбы. Руководитель боевой стрельбы вызывает к себе начальника пункта боепитания и приказывает собрать неизрасходованные боеприпасы и стреляные гильзы.

Раздел II. Методика проведения занятий по тактической подготовке

После изъятия боеприпасов, проверки разряженности оружия, наличия личного состава вооружения и техники руководитель боевой стрельбы ставит (уточняет) командиру обучаемого подразделения задачу на дальнейшие действия, при необходимости дает разрешение на получение имитационных средств и продолжает занятие.

Мишени руководитель боевой стрельбы осматривает лично. После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит разбор. Порядок и содержание разбора боевой стрельбы аналогичны порядку и содержанию разбора на обычных тактических занятиях.

2.6.3. Особенности организации

è проведения боевых стрельб ночью

В ходе подготовки руководитель боевой стрельбы дополнительно определяет (уточняет): какой вид боевых действий (боевых эпизодов) отрабатывать в ночных условиях; силы и средства, необходимые для светового обеспечения действий подразделений; расход осветительных средств.

В ходе проведения рекогносцировки дополнительно определяет (уточняет):

Порядок освещения местности и объектов (целей) противника по задачам, рубежам и времени, привлекаемые для этого силы

и средства, места их размещения и порядок перемещения в ходе розыгрыша боевых действий;

Порядок ориентирования подразделений и использования световой сигнализации в интересах управления подразделениями

и поддержания взаимодействия между ними, а также взаимного опознавания, оповещения, целеуказания и разведки;

Порядок использования приборов ночного видения; - порядок оборудования района мишенного поля;

Места установки световых ориентиров и обозначения световыми створами границ основного и опасных направлений стрельбы.

Рекогносцировка проводится в светлое время суток с последующим уточнением необходимых вопросов ночью.

Мероприятия по световому обеспечению действий подразделений в ходе боевой стрельбы взвода (отделения) отражаются в

Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом

плане проведения боевой стрельбы. В нем указываются: силы и средства светового обеспечения, места их размещения и порядок перемещения в ходе боя; порядок имитации огня целей при их показе; способы и продолжительность освещения целей; места постановки световых ориентиров и створов; расход осветительных, дымовых и зажигательных средств.

При подготовке обучаемых подразделений к боевой стрельбе дополнительно проводятся:

- занятия по изучению порядка и правил пользования приборами ночного видения и ориентирования, ночными прицелами; подготовка личного состава постов и подразделений к световому обеспечению боевых действий;

- подготовка опознавательных знаков для личного состава и боевой техники (фонарики красного и зеленого цветов для крепления на спинах обучаемых и обозначения флангов отделений, взводов, светящиеся номерные знаки для установки на башнях вооружения и военной техники).

Подготовка района боевой стрельбы ночью заключается в обозначении светосигнальными средствами исходного пункта, маршрута выдвижения, рубежей развертывания и перехода в атаку, проходов в заграждениях, а также опасных участков местности.

На участке боевой стрельбы светосигнальными средствами обозначаются основное и опасные направления стрельбы, общие рубежи открытия и прекращения огня. Не более 30 процентов целей (мишеней) оборудуются имитаторами «вспышек выстрелов»

и не более 30 процентов – имитаторами «инфракрасного прожектора». Имитация огня целей осуществляется в соответствии с требованиями пункта 17 настоящего курса стрельб.

2.6.4. Порядок определения оценки за боевую стрельбу

Особенностью в определении оценки боевой стрельбы отделения (взвода) является то, что руководитель, давая общую оценку, должен исходить из оценки за тактические действия отделения (взвода) на протяжении всего занятия с учетом поражения целей (мишеней) в соответствии с требованиями Курса стрельб и Нормативов по боевой подготовке Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Раздел II. Методика проведения занятий по тактической подготовке

Общая оценка за боевую стрельбу определяется по двум оценкам: за тактические (тактико-специальные) действия и за результаты огневого поражения.

Она выводится:

- «хорошо», если обе оценки не ниже «хорошо»;

- «удовлетворительно», если обе оценки не ниже «удовлетворительно»;

- «неудовлетворительно», если одна оценка «неудовлетворительно».

Оценка за тактические (тактико-специальные) действия взвода, отделения (экипажа) определяется двумя слагаемыми: оценкой тактической (тактико-специальной) подготовки командира взвода, отделения (танка) и общей оценкой взводу, отделению (экипажу) за тактические действия и выполнение нормативов.

Она выводится:

- «отлично», если обе оценки «отлично»; «хорошо», если обе оценки не ниже «хорошо»; «удовлетворительно», если обе оценки не ниже «удовлетворительно»; «неудовлетворительно», если одна оценка «неудовлетворительно».

Оценка тактической (тактико-специальной) подготовки командира взвода, отделения (танка) проверяется в соответствии с требованиями программы боевой подготовки и нормативов по боевой подготовке, при этом основным критерием его оценки является умение управлять взводом, отделением (танком), и определяется:

- «отлично», если командир взвода, отделения (танка) умело организовал боевые действия, принимал обоснованные решения

и своевременно ставил задачи подчиненным, эффективно использовал боевые возможности техники и результаты огня, обеспечил твердое и непрерывное управление, проявил разумную инициативу и находчивость;

- «хорошо», если в основном выполнены требования для оценки «отлично», однако командир взвода, отделения (танка) допустил неточности при принятии решения и постановке задач, отдельные команды подавал с нарушением установленных требований;

- «удовлетворительно», если командир взвода, отделения (танка) при принятии решения и постановке задач допустил ряд ошибок и неточностей, потребовавших вмешательства руководителя боевой стрельбы (проверяющего); не в полной мере использовал

Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом

боевые возможности техники и результаты огня, неуверенно управлял взводом, отделением (танком);

Оценка за тактические действия взвода, отделения (танка) и выполнение нормативов выставляется:

- «отлично», если подразделение на боевой стрельбе в сложной обстановке боевую задачу выполнило успешно в установленные сроки (выход в указанный район или на рубеж, атака переднего края обороны противника точно в «Ч», готовность обороны – всеми силами и средствами); в ходе боя умело осуществлялся маневр огнем, наносился удар во фланг и тыл противнику; надежно осуществлялось огневое поражение противника всеми средствами, поддерживалось непрерывное взаимодействие с соседями, умело осуществляло разведку и другие виды боевого обеспечения, личный состав показал высокую полевую выучку и мастерство, тактические (тактико-специальные) нормативы выполнил на «отлично»;

- «хорошо», если подразделение в сложной обстановке боевую задачу выполнило в установленные сроки, в ходе боя осуществлялся маневр огнем и надежное огневое поражение противника; поддерживалось непрерывное взаимодействие с соседями, умело осуществлялись разведка и другие виды боевого обеспечения; личный состав показал хорошую полевую выучку, тактические (тактико-специальные) нормативы выполнил не ниже оценки «хорошо»;

- «удовлетворительно», если подразделение на боевой стрельбе боевые задачи выполнило в установленные сроки, но с некоторыми недостатками; в ходе боя маневр огнем осуществлялся неумело; недостаточно надежно осуществлялось огневое поражение противника; взаимодействие с соседями иногда нарушалось; мероприятия по разведке и другим видам боевого обеспечения выполнялись не полностью; личный состав показал только удовлетворительную полевую выучку, тактические (тактико-специальные) нормативы выполнил не ниже оценки «удовлетворительно»;

- «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Оценка результатов огневого поражения в ходе боевой стрельбы взводу, отделению слагается из двух показателей:

- за результаты стрельб (пусков) из пушек (орудий) боевых машин (крупнокалиберных пулеметов бронетранспортеров) и их

Раздел II. Методика проведения занятий по тактической подготовке

противотанковыми управляемыми ракетами, установок противотанковых управляемых ракет, противотанковых ручных и станковых гранатометов, реактивных пехотных огнеметов, переносных зенитных ракетных комплексов и зенитных установок;

- за результаты стрельбы из всех видов стрелкового оружия, в том числе из спаренных пулеметов боевых машин, автоматических и подствольных гранатометов, а также за результаты поражения боевыми ручными оборонительными и наступательными гранатами.

При этом она определяется:

- «отлично», если обе оценки «отлично»;

- «хорошо», если обе не ниже «хорошо»;

- «удовлетворительно», если обе оценки не ниже «удовлетворительно»:

- «неудовлетворительно», если хотя бы одна из оценок «неудовлетворительно».

Результаты стрельб (пусков) из пушек (орудий) боевых машин (крупнокалиберных пулеметов бронетранспортеров) и их противотанковыми управляемыми ракетами, установок противотанковых управляемых ракет, противотанковых ручных и станковых гранатометов, реактивных пехотных огнеметов, переносных зенитных ракетных комплексов и зенитных установок оцениваются по количеству пораженных мишеней, определенных в процентном отношении от общего количества выставленных для них мишеней.

При этом они определяются:

- «отлично» – при поражении не менее 70 процентов мишеней;

- «удовлетворительно» – при поражении не менее 50 процентов мишеней.

Результаты стрельбы из всех видов стрелкового оружия, в том числе из спаренных пулеметов боевых машин, автоматических и подствольных гранатометов, а также за результаты поражения боевыми ручными оборонительными и наступательными гранатами оцениваются по количеству пораженных мишеней, определенных

в процентном отношении от общего количества выставленных для них мишеней. При этом они определяются:

- «отлично» – при поражения не менее 70 процентов мишеней;

- «хорошо» – при поражении не менее 60 процентов мишеней;

- удовлетворительно» – при поражении не менее 50 процентов мишеней.

Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом

Руководитель боевой стрельбы (проверяющий, инспектирующий) имеет право прекратить стрельбу досрочно и выставить неудовлетворительную оценку при полной потере обучаемыми командирами управления подразделениями или когда их действия или действия подчиненных ставят под угрозу жизнь, здоровье и безопасность личного состава, гражданского населения, сохранность военной техники и имущества, а также могут нанести серьезный ущерб окружающей среде, собственности граждан или государства.

РАЗДЕЛ III

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЕМ

Бой выигрывает тот, чьи подразделения лучше подготовлены, более умело решают стоящие перед ними задачи. Следовательно, одна из главных целей обучения и воспитания войск – формирование высоких боевых, морально-психологических и физических качеств личного состава и выработка на их основе боевого мастерства, способности выполнить любую боевую задачу в самых сложных условиях обстановки.

Максимально приблизить содержание и условия обучения войск к реальной действительности современного боя, учить войска тому, что необходимо на войне, применять в учебном процессе наиболее эффективные формы и методы обучения – настоятельное требование сегодняшнего дня. Помочь повседневно выполнять это требование и призвано предлагаемое учебно-методическое пособие.

Постоянно повышаются требования к тактической и огневой выучке личного состава. Непрерывно растут и требования к профессиональному и методическому мастерству командиров подразделений. В современных условиях командирская деятельность в процессе обучения стала более сложной, неизмеримо возрос ее объем. Достижение высокого уровня проведения занятий и учений невозможно без личного участия командира подразделения как в их всесторонней подготовке, так и в проведении. Качество подготовки войск во многом зависит от того, насколько команди-

Боевая стрельба ночью

Ежегодно в Сухопутных войсках предусматривается значительное количество учебных занятий, тренировок и учений ночью или в условиях ограниченной видимости. Многообразие форм и методов обучения личного состава, подготовки и слаживания органов управления , подразделений, воинских частей и соединений тактическим действиям ночью позволяют командиру и штабу выбрать из них наиболее эффективные и поучительные.

Высшей формой подготовки и слаживания подразделений, воинских частей и соединений являются тактические учения. В программе боевой подготовки, в Наставлении по организации и проведению тактических учений предписано на тактических учениях не менее 30% времени отводить на организацию и ведение активных действий ночью. В соответствии с этим требованием содержание одного из этапов или одного из учебных вопросов каждого этапа учения должно включать подготовку и ведение ночного боя или переход от ночных действий к дневным и от дневных - к ночным. Таким образом, в комплексе с отработкой других учебных вопросов обучаемые подразделения (воинские части, соединения), командиры, органы управления и личный состав должны приобрести навыки и умения:

в маскировке расположения и действий подразделений (воинских частей, соединений) от всех средств и способов разведки противника;

в скрытном занятии исходного положения для атаки, быстром и скрытном выдвижении и развертывании в боевые порядки;

в организации и ведении разведки;

в быстром определении целей, ведении прицельного огня и управлении им;

в преодолении заграждений противника;

в выдерживании заданного направления, в том числе с использованием осветительных средств, приборов ночного видения, радиолокационной и тепловизионной аппаратуры, видимых в темноте ориентиров;

в освещении местности и объектов, целей в обороне противника и использовании освещения для совершения маневра;

в осуществлении непрерывного взаимодействия между подразделениями (воинскими частями, соединениями) и соседями;

в развитии достигнутого успеха с переходом от ночных действий к дневным или от дневных к ночным.

Умения и навыки действий военнослужащих в ночном бою поэтапно формируются на дневных занятиях, тренировках, боевых стрельбах, учениях, а затем закрепляются и совершенствуются в ночных условиях. При этом наиболее сложным мероприятием подготовки тактического учения является подготовка этапа с боевой стрельбой ночью.

Рассмотрим основные особенности работы должностных лиц руководства учения и выполняемых ими мероприятий при подготовке и проведении тактического учения с боевой стрельбой ночью.

Уяснение исходных данных. Для этого руководитель учения определяет (уточняет): какой вид боя (тактические эпизоды) отработать в условиях ночи; каковы должны быть силы и средства для светового обеспечения, расход осветительных средств.

Для получения реальной картины местности и четкого определения задач по подготовке ТУ рекогносцировку района его проведения и участка этапа с боевой стрельбой ночью руководителю учения необходимо проводить два раза: в светлое время и после того, как стемнеет.

В ходе проведения рекогносцировки руководитель учения дополнительно определяет (уточняет):

светящиеся номерные знаки для установки на башнях танков, БМП и БТР;

задачи по заготовке материала для создания очагов пожаров в расположении противника в целях обозначения световых ориентиров и створов;

задачи по созданию в каждом взводе рот первого эшелона осветительных постов для освещения целей противника и организацию подготовки личного состава, назначаемого на посты освещения (осветительный пост назначается из расчета один на взвод, состоит из двух солдат, управляет осветительным постом командир роты (взвода), от которого он назначен) (рис. 1.);

мероприятия по подготовке аппарата руководства учения, посредников и личного состава подразделений, воинских частей, привлекаемых на учении к действиям в ночных условиях и боевой стрельбе ночью.

Мероприятия по световому обеспечению действий подразделений (рис. 2) в ходе учения отражаются на плане проведения тактического учения, схеме мишенной обстановки, графике огневого поражения и реальных действий войск.

В плане проведения тактического учения дополнительно отображаются:

Задачи по световому обеспечению, выполняемые силами и средствами старших командиров в интересах батальонов (рот) (в графической части плана проведения учения);

Расчет сил и средств, места их размещения и порядок перемещения в ходе боя;

Задачи обучаемых подразделений, воинских частей, соединений по световому обеспечению.

На схеме мишенной обстановки дополнительно отражаются:

Порядок имитации огня целей при их показе, способы и продолжительность освещения целей;

Места постановки световых ориентиров и створов (при необходимости указываются средства и способы их постановки);

Расход осветительных и дымовых боеприпасов .

На графике огневого поражения и реальных действий войск дополнительно отражаются:

Какие цели (объекты) противника в течение какого времени, кем и когда освещаются и ослепляются, расход осветительных и дымовых боеприпасов;

Порядок ориентирования подразделений, обозначения полосы пролета авиации и переднего края подразделений (кто и в какой последовательности осуществляет);

Световые сигналы для управления подразделениями, взаимного опознавания, оповещения, целеуказания и взаимодействия.

Основную работу по подготовке офицеров аппарата руководства учения и огневых (войсковых) посредников руководитель учения организует на местности, в районе проведения учения и на участке проведения боевой стрельбы.

На точках, находящихся в районах розыгрыша основных боевых эпизодов, с офицерами изучаются:

Учебные вопросы, отрабатываемые в данном районе и в ходе этапа с боевой стрельбой;

Примерная обстановка, которая может сложиться в ходе отработки этапа (учебного вопроса, эпизода);

Мероприятия по световому обеспечению и требования безопасности .

Кроме того, рассматриваются варианты розыгрыша тактических действий сторон, разбираются возможные варианты решений, которые могут быть приняты обучаемыми командирами сторон.

При подготовке подразделений, воинских частей, соединений:

Проводятся занятия по изучению порядка и правил ориентирования, пользования приборами ночного видения, ночными прицелами (табельными светящимися насадками);

Осуществляется подготовка постов и подразделений для светового обеспечения тактических действий;

Для личного состава и боевых машин подготавливаются видимые (светящиеся) в темноте опознавательные и номерные знаки (фонарики);

Осуществляется подготовка приборов ночного видения и приспособлений для ночной стрельбы, радиолокационной и тепловизионной аппаратуры.

В ходе полевых выходов подразделений проводятся практические занятия, тактико-строевые занятия по тактике действий ночью и в условиях ограниченной видимости. Особое внимание уделяется тренировкам личного состава в работе с топографической картой, ориентированию на местности и движению по азимуту, изучению тактико-технических характеристик приборов ночного видения, радиолокационной и тепловизионной аппаратуры, осветительных средств, порядку их использования и применения в ночных условиях, при переходе от дневных действий к ночным и от ночных к дневным. Во всех подразделениях организуются занятия по изучению требований безопасности. С подразделениями, выделенными для обозначения противника, для проведения имитации и светового обеспечения проводятся специальные занятия по изучению особенностей действий в ночных условиях.

В мотострелковом (танковом) батальоне проводятся тактико-строевые занятия с ротами в действиях в качестве направляющей роты и движении подразделения по азимуту.

В ходе подготовки района учения выбираются и назначаются в качестве ориентиров местные предметы, которые будут видны в темноте, намечаются места постановки световых ориентиров, организуется обозначение световыми створами границ ведения огня и основного направления стрельбы. В качестве световых ориентиров могут быть использованы очаги пожаров. Материалы для их создания заготавливаются и укладываются в определенных местах заблаговременно, по команде руководителя учения поджигаются в период огневой подготовки или при выполнении маневра подразделениями.

На участке боевой стрельбы светосигнальными средствами обозначаются основное направление стрельбы, общие рубежи открытия (фонари красного цвета) и прекращения (фонари синего цвета) огня. Не менее 30% мишеней (макетов) (от общего числа всех выставленных мишеней) оборудуются имитаторами вспышек выстрелов (каждая «очередь» из стрелкового автоматического оружия имитируется миганием лампочки в течение 3-5 сек., а каждый выстрел из пушки (орудия) и противотанкового гранатомета - включением лампочки на 2-3 сек., промежутки между «очередями» («выстрелами») - 4-6 сек). До 30% мишеней (макетов) оборудуются имитаторами инфракрасного прожектора. Цели, на которых имитаторы не устанавливаются, планируются к освещению осветительными средствами. Применять рассеянный электрический свет для освещения мишеней запрещается.

Для выполнения задач по световому обеспечению на батальонных тактических учениях может назначаться минометный (артиллерийский) взвод, на бригадных (полковых) тактических учениях - артиллерийская батарея.

В целях выполнения задач по световому обеспечению тактических действий мотострелковых (танковых) подразделений, воинских частей, соединений артиллерия готовит:

постановку световых ориентиров, которые определяют обучаемым подразделениям, воинским частям общее направление тактических действий. Ближайший ориентир назначается в 2-3 км от своих войск, а остальные - в глубине, на таком же расстоянии один от другого. При подходе подразделений к ориентиру на 1-1,5 км артиллерия переносит огонь на следующий ориентир. Ориентиры обозначаются залпами артиллерийского взвода или сериями методического огня артиллерийского взвода(орудия)через каждые 3-5 мин.;

постановку световых створов для обозначения разграничительных линий, а иногда и для более точного указания направления наступления подразделений. Постановка створов осуществляется одновременным ведением огня по двум и более расположенным по глубине световым ориентирам;

для обеспечения стрельбы противотанковой управляемой ракетой (ПТУР), из вооружения танков и боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), из станкового противотанкового гранатомета (СПГ) и стрелкового оружия по атакующим (контратакующим) группам целей рубежи освещения местности артиллерией и минометами назначаются через каждые 400-600 м. Дальний рубеж освещения выбирают в 300-400 м за рубежом показа целей для поражения огнем ПТУР (орудий боевых машин).

При определении потребного количества орудий для освещения объекта (цели, рубежа) руководителю учения необходимо учитывать требуемый фронт освещения и диаметр зоны, освещаемой одним снарядом. Например, для того, чтобы осветить противника перед фронтом наступления в полосе шириной 2 км в течение 10 минут при благоприятных метеоусловиях потребуется 40 шт. 122-мм осветительных снарядов (диаметр освещаемой зоны одним снарядом ~ 1000 м - след. 2 орудия; 2x2x10 при продолжительности горения факела 35-40 сек.). В том случае, если необходимо создать большие уровни освещенности, а также в ветреную погоду и при низкой прозрачности воздуха темп стрельбы и количество одновременно используемых снарядов увеличатся, и расход может составить 90 шт. (3x3x10). Такие нормы расхода осветительных снарядов позволяют уверенно ориентироваться на поле боя и вести прицельный огонь всеми огневыми средствами подразделений. Для надежной стрельбы противотанковыми ракетами освещение целей увеличивается в 1,5-2 раза, что достигается более интенсивным ведением огня осветительными снарядами (минами).

Поучительность и успех тактических действий подразделений, воинских частей и соединений в ночное время или в условиях ограниченной видимости немыслим без образцовой слаженности, безупречной четкости в действиях всех звеньев аппарата руководства учения, посредников, а также всех категорий обучаемых. Знание особенностей и методики подготовки и проведения тактических учений с боевой стрельбой ночью - ключ к владению искусством подготовки и ведения ночного боя.

Подготовил: Старший преподаватель

подполковник в отставке Касян Н . И .

Напоминает тему, цели занятия, разбирает действия взвода, объявляет оценку и создает новую тактическую обстановку для действий при возвращении в часть Создает тактическую обстановку и ставит задачу взводу на преследование. Подает сигнал на начало движения и следит за действиями взвода при свертывании его в линию отделений, подходе бронетранспортеров к своим отделениям и посадке личного состава в них. В ходе преследования проверяет организацию наблюдения во взводе и отделениях за наземным и воздушным противником умело ли используются складки местности при движении; как осуществляется выход взвода на пути отхода противника и поражение его огнем и атакой с ходу, во фланг и тыл. Ставит задачу взводу на закрепление захваченного рубежа на выс. 181,6 и проверяет доведение ее до личного состава, организацию системы огня, вопросы восстановления боеспособности взвода (оказание первой медицинской помощи раненым и отправку их на БМП, пополнение боеприпасами. заправку горючим, восстановление поврежденной техники, пополнение продовольствием и другими предметами снабжения) Разрешает выдать личному составу боеприпасы и подает команду на выдвижение взвода к рубежу перехода в атаку и учит личный состав выдерживать заданную скорость, соблюдать дистанции между машинами, наблюдать за противником. С выходом на рубеж перехода в атаку - развертываться в боевой порядок, спешиваться с БТР на ходу. В ходе атаки следит за управлением командиром взвода и командирами отделений огнем и своими подразделениями, передвижением бронетранспортеров и уничтожением огнем огневых средств противника; за порядком преодоления минно-взрывных заграждений личным составом и бронетранспортерами, за тем, как личный состав атакует передний край с криком «Ура» и забрасывает его гранатами В ходе наступления требует от командира взвода выдерживать направление наступления, очаги сопротивления уничтожать атакой во фланг и тыл под прикрытием дымов. С выходом взвода на безымянную высоту контролирует действия командира взвода по отражению контратаки с выгодного рубежа и переходу в атаку. По достижении взводом рубежа прекращения огня подает команду на разряжение оружия Проверяет правильность занятия взводом исходного положения, организацию наблюдения, размещение личного состава н бронетранспортеров. Ставит задачу командиру взвода и дает указания по организации взаимодействия. Добивается четкой отдачи командиром взвода боевого приказа. Проверяет знание личным составом боевой задачи Позывные: командир роты – «Орел» командир 1-го взвода – «Орел-1» командир 2-го взвода – «Орел-2» командир 3-го взвода – «Орел-3» циркулярный – «Грач»