Организация снабжения в строительной организации. Материально-техническое обеспечение строительства

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Любое предприятие, которое работает с товарами, материалами и продукцией в области промышленности нуждается в специалисте, занимающийся снабжением. При этом предприятие может заниматься химической, пищевой, строительной и другой промышленностью.

В обязанности снабженца строительной компании входит оснащение компании всеми необходимыми материалами для осуществления производственной деятельности. Другими словами - это специалист, который занимается своевременным обеспечением фирмы, завода, предприятия или компании нужным сырьем для дальнейшего эффективного функционирования. Вероятнее всего, Вы захотите и легкий коммерческий транспорт бу купить , в этом Вам помогут специалисты с сайта http://2gazeli.ru/ .

Особенности профессии

Руководители ставят перед сотрудником важную задачу - выбор качественного товара по оптимальной стоимости. Снабженец должен уметь вести расчеты количества продукции, чтобы руководителям предприятия не пришлось тратить денежные средства на приобретение дополнительного сырья. Это влечёт за собой остановку производственного процесса и получение прибыли. При этом важно следить за тем, чтобы не образовывались остатки, которые нередко приносят убытки.

Если на рынке произошли изменения, спрос или спад на продукцию, которую производит компания - работодатель, то снабженец должен моментально отреагировать на этот фактор, чтобы купить больше или меньше материалов для производства.

Преимущества и недостатки профессии

К преимуществам можно отнести высокую заработную плату, постоянное совершенствование навыков коммуникации, общение с людьми, а также регулярный анализ состояния рынка.

Недостатки профессии - это ответственность, возникновение непредвиденных ситуаций, которые влекут за собой риск получения стрессов. Сотруднику нужно досконально изучить все этапы строительства, а также количество необходимых материалов и инструментов для работы мастеров.

Главные функции отдела снабжения

В обязанности снабженца в строительной компании входит следующее:

  • Обеспечивать производственное предприятие нужными строительными материалами на разных этапах.
  • Быстрая доставка и дальнейшая сохранность. При этом важно учитывать заявки строительно-монтажных организаций.
  • Строители должны получить необходимое оборудование и надёжные инструменты для работы.
  • Для каждого отдельного этапа строительства нужно определённое количество материалов.
  • Климатические условия и время года влияет на равномерность выполнения строительных работ, поэтому расходятся материалы аналогичным образом.

Строительные работы осуществляются на разнообразных строительных площадках, которые располагаются на большом расстоянии друг от друга. Именно это становится причиной появления трудностей во время организации доставки строительного материала рабочим.

При переходе на новые объекты, снабженец должен быстро продумать и создать временное складское помещение. При этом меняется схема доставки и транспортировки строительного материала. Сегодня профессия снабженца считается наиболее перспективной в области логистики. Соискатели имеют возможность претендовать на хорошую заработную плату, а также карьерный рост.

Качества снабженца в строительной компании

Работодатели, которые ищут кандидата на должность снабженца, предъявляют к соискателям следующие требования, относящиеся к профессиональному и личному плану:

  • Доскональное знание профильного рынка, который связан со строительными материалами.
  • Базовое знание психологических аспектов. Это связано с тем, что снабженцы большую часть своего рабочего времени затрачивают на переговоры с поставщиками.
  • Оформление документации.
  • Ответственность.
  • Внимательность.
  • Коммуникабельность и умение находить общий язык с разными людьми.
  • Активность.

Работодатели обращают внимание на наличие диплома о средне-специальном или высшем образовании. Это дает больше шансов получить желаемую должность и добиться результатов в карьерном росте.

Материальное обеспечение является составной частью и продолже­нием сферы материального производства. Оно выполняет функции рас­пределения и доведения средств производства от предприятий-изготовителей до потребителей.

Капитальное строительство потребляет свыше 13 тыс. наименований материалов, изделий и конструкций.

Удельный вес стоимости ма­териалов в общей сметной стоимости строительно-монтажных работ достигает 60 %, а в полносборном строительстве этот показатель достига­ет 80 %. Индустриализация и технический прогресс в строительстве вызывают дальнейший рост удельного веса затрат на материалы.

Успешное и ритмичное выполнение производственной программы стро­ительными организациями, своевременный ввод объектов и мощностей в действие, повышение качества строительно-монтажных работ, рост произ­водительности труда во многом зависят от уровня организации материаль­ного обеспечения. Поэтому планируемые сроки производства и реализации строительной продукции должны быть строго сбалансированы с объемами и сроками поставок материалов и конструкций. Излишние запасы материа­лов и конструкций ухудшают финансовые показатели строительной орга­низации, а их недостаток нарушает ход строительного процесса. Успешная работа строительной организации может быть обеспечена лишь при поступ­лении материалов своевременно, комплектно и в нужном количестве.

Обеспечение строительства материалами и конструкциями включает:

Определение потребности в материальных ресурсах;

Планирование обеспечения этой потребности;

Своевременное, равномерное и комплектное снабжение, создание. и поддержание на необходимом уровне запасов материальных средств;

Организацию складского хозяйства (приемка, хранение и отпуск материалов);

Учет и контроль расхода материальных ресурсов;

Внедрение прогрессивных норм расхода, разработку и реализацию мероприятий по экономии обеспечению сохранности материалов и кон­струкций.

Таким образом, под материальным обеспечением понимается порядок планирования, распределения и доведения средств производства до непос­редственных потребителей, а также взаимосвязи, складывающиеся при этом между предприятиями-изготовителями, снабженческо-сбытовыми и строительными организациями.

Материалы, оборудование, комплектующие изделия и другие мате­риально-технические ресурсы, необходимые для выполнения строитель­но-монтажных работ (в том числе и по государственным контрактам) приобретаются, как правило, строительными организациями самосто­ятельно на основе прямых хозяйственных договоров с предприятиями- изготовителями или с посредническими организациями-поставщиками по свободно складывающимся ценам.

Отличительной особенностью железнодорожного строительства яв­ляется множество производственных связей. Оно обслуживается прак­тически всеми отраслями народного хозяйства, является потребителем около 20 % производимого в стране проката черных металлов, 40 % лесоматериалов, 10 % машиностроительной продукции.

Источниками снабжения организаций транспортного строительства материально-техническими ресурсами являются: промышленные пред­приятия стройиндустрии; собственные промышленные предприятия; снабженческо-сбытовые и посреднические организации; подсобные производства, состоящие на балансе строительных организаций; орга­низации-заказчики.

Материально-технической базой железнодорожного строительства являются промышленные предприятия строительной индустрии, ста­лепрокатные заводы и заводы по изготовлению металлических конст­рукций, шпалопропигочные заводы и другие.

На предприятиях строительной индустрии изготавливают: полуфаб­рикаты (бетонные, растворные и асфальто-бетонные смеси); строитель­ные детали и изделия (бетонные, железобетонные и деревянные блоки и панели, металлические конструкции, монтажные заготовки и нестан­дартное оборудование); конструкции повышенной степени заводской готовности (фермы мостов и перекрытий, объемные блоки зданий и сооружений, деревянные дома и т.п.).

Предприятия стройиндустрии подразделяются на притрассовые, при­надлежащие строительным организациям; специализированные и ком­плексные заводы, обслуживающие экономические регионы; промыш­ленные предприятия, выпускающие продукцию для транспортных стро­ек страны.

К притрассовым предприятиям относятся: полигоны с механизиро­ванными установками для производства бетонных и растворных сме­сей, выпускающие сборные элементы, блоки и детали из бетона, желе­зобетона, металла и дерева; карьеры камня, песка, гравия; мастерские, изготовляющие блочные и сборные элементы, узлы, заготовки и изде­лия для санитарно-технических, электротехнических и других работ; установки, базы, мастерские по техническому обслуживанию и ремон­ту строительных машин, оборудования и транспортных средств.

Притрассовые предприятия, как правило, имеют ограниченный срок эксплуатации, строятся по типовым проектам и находятся на балансе строительной организации. Необходимость их строительства должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами. При этом сле­дует учитывать, что продукция, выпускаемая стационарными предпри­ятиями централизованного подчинения, более высокого качества, а от­пускная стоимость ее - ниже. Притрассовые же полигоны позволяют более широко использовать местные строительные материалы (дерево, песок, гравий, камень, ракушечник и т. д.), что в значительной степени сокращает транспортные затраты.

Комплексные заводы строительных деталей и конструкций создаются для удовлетворения нужд всех подразделений территориального трес­та. Завод состоит из нескольких цехов: лесопильного, столярного, бе­тонных и железобетонных изделий, металлоконструкций и т. д.

Специализированные заводы районного значения являются постоянно действующими, капитальными, оснащены современным оборудовани­ем. К ним относятся заводы бетонных и железобетонных конструкций, домостроительные комбинаты.

При размещении предприятий строительной индустрии следует учи­тывать такие факторы, как удаленность их от объектов на трассе строя­щейся железной дороги, расположение сырьевой базы, наличие источ­ников водо- и электроснабжения и т. д.

Предприятия строительной индустрии располагаются вблизи источни­ков сырья или около железной дороги, если эти предприятия работают на привозном сырье, поскольку перевозка готовых изделий обходится дешев­ле, чем сырья, так как отходы их производства остаются на месте.

При проектировании организации строительства могут быть рас­смотрены варианты обеспечения строительства деталями и конструк­циями от стационарных заводов или от мобильных предприятий-поли­гонов, создаваемых строительными организациями. Экономически це­лесообразный вариант выбирают по минимальной стоимости поставки на строительную площадку условной единицы (шт., т, м 3 и т.д.) строи­тельных материалов, конструкций и деталей с учетов всех ценообразу­ющих факторов.

При строительстве новых и реконструкции существующих железных дорог в обжитых районах с развитой местной индустриальной базой первостепенное значение приобретает задача прикрепления объектов (например, участка железной дороги) к существующим предприятиям с принятием в случае необходимости мер по повышению их производ­ственной мощности.

Жесткая конкурентная борьба между подрядными организациями за заказы на строительную продукцию обусловили необходимость по­иска новых форм и методов управления материальными потоками в строительстве. Причем эта проблема актуальна буквально для каждой отдельно взятой строительной организации. Как не существует в современных условиях хотя бы двух абсолютно похожих строительных организаций, выполняющих равные объемы строительно-монтажных работ одинаковой структуры в одних и тех же условиях (природно-климати­ческих, экономических, демографических и др.), гак нет и не может быть единой для всех типовой схемы обеспечения материально-технически­ми ресурсами.

Практика развития строительной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что одним из наиболее эффектив­ных механизмов скоординированного управления материальными и информационными потоками, обеспечивающим высокие конечные результаты фирмы, является логистика. Именно с активизацией логис­тической деятельности в таких странах, как США, Япония и др., мно­гие западные экономисты связывают выход их из экономического кри­зиса и получение до 25-30 % валового национального продукта. Разу­меется, простое копирование того, что принесло успех в экономику других стран, вряд ли будет столь же эффективным в нашей стране, если не учитывать реальные условия и особенности развития отечественной экономики. Поэтому, рассматривая логистику как механизм рациональ­ного управления материальными потоками в строительном производстве и связанными с ними информационными потоками, следует учитывать все многообразие связей и отношений, сложившихся в области обеспечения строительства материальными ресурсами.

В предпринимательской деятельности и в научных исследованиях определение логистики приобрело как минимум два аспекта: управлен­ческий и экономический.

В управленческом аспекте под логистикой понимают планирование, управление и контроль движения материального потока на предприя­тии, включая поступление материальных ресурсов, их переработку в процессе производства и сбыт в вице готовой продукции, и соответству­ющего ему информационного потока.

В экономическом аспекте логистика определяется как некая систе­ма, функционирующая на предприятии с целью повышения его при­быльности путем ускорения движения материальных ресурсов, начи­ная от закупок сырья, материалов и изделий и заканчивая расчетами с покупателями (заказчиками) за готовую продукцию.

В ряде случаев применительно к одной или нескольким частным функциям (заготовке, транспортировке, погрузке и выгрузке, скла­дированию и хранению и т.п.) рассматриваются соответствующие виды логистики: закупочная, транспортная, складская, производствен­ная, сбытовая.

На этом перечень сфер применения логистики в хозяйственной дея­тельности не ограничивается. Предметом нашего рассмотрения в дан­ном разделе учебника будет являться логистика материального обеспе­чения строительного предприятия.

Основными элементами логистики материального обеспечения строительного предприятия являются: закупки материалов, конструк­ций и изделий, транспортировка, создание запасов и их хранение, орга­низация поставок материальных ресурсов в строгом соответствии с тех­нологическими процессами. Выполняя различные функции, все эти элементы объединены одной целью - повышение прибыльности пред­приятия путем минимизации затрат, связанных с материальным обес­печением строительного производства.

При этом следует иметь в виду, что сокращение издержек на каком- либо отдельно взятом этапе снабжения еще не всегда ведет к улучше­нию общего результата деятельности предприятия. Часто попытка мак­симально снизить затраты за счет лишь одного элемента приводит к общему увеличению затрат на производство продукции. Такая ситуа­ция может возникнуть в случае выбора поставщика, у которого цены на материалы самые низкие, без учета стоимости доставки материалов на объекты строительства. Еще худшие результаты можно ожидать, если этот поставщик не соблюдает договорные сроки поставок или качество его продукции не отвечает требуемому.

Потому при разработке и внедрении логистических систем на предпри­ятии необходимо исходить из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всего предприятия. Критерием оценки эффектив­ности системы обеспечения при таком подходе является минимум издер­жек обращения и производства предприятия в целом.

Вместе с тем следует учитывать, что строительное предприятие со­стоит из множества структурных подразделений, интересы которых очень часто не совпадают. Так, производственный отдел заинтересован в том, чтобы поставки материальных ресурсов осуществлялись своевре­менно и комплектно в объемах, обеспечивающих непрерывность про­изводственного процесса. При этом производственный отдел мало интересует стоимость закупок и транспортировки материалов; в какой- то мере он заинтересован в высоком уровне запасов, обеспечивающем надежность и ритмичность производства. Отдел снабжения, выполняющий функцию обеспечения производственного процесса, стремится к максимальному удовлетворению заявок на материалы; при этом он также заинтересован в создании запасов, но уже с другой целью - свести до минимума конфликты с руководством предприятия из-за отсутствия материалов. Служба хранения не заинтересована ни в увеличении запасов, ни в повышении скорости прохождения материалов через скла­ды, но следование этим интересам может привести к снижению надеж­ности работы предприятия в целом. Транспортной службе предприятия более выгодны массовые перевозки, обеспечивающие наиболее полную загрузку транспортных средств, но это ведет к снижению ритма поста­вок, увеличению запасов материалов как в службе хранения, так и на производственных участках. Финансовая служба, стремясь повысить оборачиваемость оборотных средств предприятия, заинтересована в сокращении запасов до минимума.

Достижение оптимального соотношения интересов различных под­разделений предприятия требует нахождения между ними определен­ных компромиссных решений, при которых значение критерия эффек­тивности функционирования предприятия будет наивысшим. При этом критерием оценки деятельности службы снабжения являются затраты, связанные с обеспечением объектов строительства материалами и кон­струкциями. Графическое изображение задачи поиска оптимального решения показано на рисунке

Для решения задачи создания эффективной системы обеспечения стро­ительной организации материальными ресурсами выстраивается логисти­ческая цепь, по которой проходят материальные потоки от поставщиков до потребителей материальных ресурсов.

Организационной основой построения логистической цепи слу­жат информационные потоки, направленные, как правило, от потребителей к поставщикам



Основными звеньями снабженческой логистической цепи являются:

Закупка материалов и их транспортировка от поставщиков в пункты назначения;

Хранение запасов матери­альных ресурсов;

Доставка материалов на производственные участки.

Основной целью закупочной логистики является удовлетво­рение потребностей строительного производства в материалах и конструкциях с максимально возмож­ной экономической эффективностью или, в соответствии с критерием оценки эффективности системы обеспечения, при минимуме издержек обращения.

Достижение этой цели возможно при соблюдении следующих усло­вий (требований):

Объем закупок строительных материалов, изделий и конструкций должен соответствовать объемам строительно-монтажных работ орга­низации;

Материальные ресурсы должны поступать на объекты строительства своевременно и комплектно таким образом, чтобы, во-первых, произ­водственный процесс не прерывался из-за их отсутствия и, во-вторых, на складах и строительных площадках не создавались большие запасы;

Качество строительных материалов, изделий и конструкций долж­но соответствовать установленным требованиям.

Основу экономической эффективности закупочной логистики обыч­но составляют поиск и закупка необходимых материалов требуемого качества по минимальным ценам. Но существенную роль в изучении рынка сбыта материалов играет также учет и анализ других факторов, в том числе расходов по транспортировке, сроков поставок, минималь­ных и максимальных объемов партий поставок. Немаловажными фак­торами, учитываемыми при выборе поставщика, являются его финан­совое состояние, наличие и состояние производственных мощностей (если поставщик является и производителем продукции), деловая ре­путация и надежность в партнерских отношениях и другие.

В деловой практике закупочной деятельности выработан ряд «непи­саных» правил, которые не только создают условия к установлению и укреплению партнерских связей с поставщиками, но и способствуют выживаемости предприятия в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс этических норм отношений с партнерами основан на следую­щих основных принципах:

В деловых контактах следует использовать надежных, проверенных на практике поставщиков;

Обращаться с поставщиками так же, как со своими заказчиками и субподрядчиками;

Определять интересы поставщика и находить их общность со свои­ми задачами;

Информировать поставщика о своих задачах и быть в курсе его про­блем;

Проявлять готовность помочь поставщику в случае возникновения у него проблем;

Выполнять принятые на себя обязательства и следить за выполне­нием обязательств партнерами.

Решение о выборе поставщика может быть принято путем прямых переговоров либо на конкурсной основе по результатам проведения тен­дерных торгов (выбор поставщиков для государственных нужд должен проводиться только на конкурсной основе). И в том и в другом случае отношения между покупателем и поставщиком оформляются догово­ром (контрактом) на поставку строительных материалов. Основными элементами договора являются объемы и сроки поставок, а также цена учетной единицы материалов.

Объемы и сроки поставок в договоре обычно диктуются покупате­лем исходя из потребностей строительного производства. Что же каса­ется цены, то она формируется, главным образом, на основе изучения и анализа конъюнктуры рынка с учетом взаимных интересов покупателя и поставщика. Например, большое значение при определении цены могут иметь гарантированное качество продукции, объемы поставок и перспективы продолжения деловых взаимоотношений с покупателем, способы расчетов, наличие конкурентов по производству аналогичной продукции и другие.

Существенное влияние на выбор поставщика оказывают транспор­тные расходы. В некоторых случаях (например, при поставках балласт­ных материалов) затраты на перевозку могут даже превышать отпуск­ную цену самих материалов. Поэтому в каждом конкретном случае дол­жны приниматься во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, количество материалов в одной партии поставок, способы упаковки и погрузки грузов, методы перегрузки в случае смешанных перевозок.

Наряду с транспортными расходами значительные затраты вызыва­ет хранение запасов материалов.

Необходимость создания запасов материальных ресурсов в транспорт­ном строительстве обусловлена наличием хотя бы одного из следующих факторов:

Поступление грузов партиями в соответствии с нормами загрузки транспортных средств;

Недостаточная согласованность запланированной ритмичности по­ступления материалом с планами строительного производства;

Отклонения как в поставках материалов, так и в производственном процессе, вызванные различными факторами (возникшие проблемы у поставщиков, перебои в работе транспорта, неблагоприятные клима­тические условия, поломка строительных машин и т. п.).

Запасы, создаваемые для обеспечения бесперебойности производ­ственного процесса, принято называть производственными запасами. В зависимости от назначения производственные запасы подразделяются на подготовительные, текущие, страховые и сезонные.

Подготовительные запасы создаются в случаях необходимости пред­варительной подготовки строительных материалов к использованию в производственном процессе. В железнодорожном строительстве тако­го рода запасами являются лесоматериалы, находящиеся на просушке; материалы верхнего строения пути (рельсы, шпаты, скрепления), про­ходящие сборку на звеносборочных базах; металл для изготовления не­серийных изделий и конструкций и т.п.

Текущие запасы предназначены для обеспечения непрерывности про­изводственного процесса между двумя очередными поступлениями ма­териальных ресурсов. Они составляют основную часть производствен­ных запасов и поэтому должны быть объектом наиболее пристального внимания как с точки зрения обеспечения производства, так и с точки зрения минимизации затрат, связанных с их хранением.

Измеряются текущие запасы в натуральном выражении (количество шт., т, м 3 и т.п.), стоимостном и в условно-натуральном (в днях).

Изме­рение в днях Д тз определяется отношением текущих запасов З тек в на­туральном или стоимостном выражении к среднесуточному расходу ма­териалов в производстве Р сут ср


Максимальный уровень текущих запасов материалов конкретного вида наблюдается в момент их очередного поступления, а минималь­ный - перед поступлением следующей поставки. При сбалансирован­ном потреблении материальных ресурсов и их поступлении минималь­ный уровень текущих запасов должен равняться нулю.

Добиться такого движения запасов на практике чрезвычайно слож­но, так как в каждом элементе системы «поставщик-транспорт-по­требитель» возможны отклонения как в периодичности и величине партий поставок, так и в интенсивности использования материальных ресурсов в производстве. Для снижения отрицательного влияния откло­нений относительно непрерывности протекания производственного процесса создаются страховые запасы.

Состав и величина страховых запасов определяются, как правило, расчетно-аналитическим путем с учетом условий конкретно сложившей­ся производственной ситуации.

Сезонные запасы создаются для обеспечения нормальной работы строительных организаций и бесперебойности производственных про­цессов на время сезонного перерыва в производстве или транспорти­ровке материальных ресурсов. Для железнодорожного строительства этот вид запасов имеет особую значимость, так как чаще всего транс­портным строителям приходится выполнять свои задачи в сложных кли­матических условиях в необжитых районах со слабо развитой сетью до­рог. Величина сезонных запасов определяется как произведение вели­чины среднесуточного потребления данного вида материальных ресурсов на время перерыва в поступлении поставок.

В числе главных задач развития народного хозяйства СССР XXVI съезд КПСС указал на необходимость решительного улучшения системы материально-технического снабжения строительства. В СССР материально-техническое снабжение в масштабе всей страны организовано как единая межотраслевая система, обеспечивающая материальными ресурсами строительные организации и предприятия независимо от их ведомственного подчинения.

Основная задача органов материально-технического снабжения состоит в систематическом и бесперебойном комплектном снабжении строительства всеми необходимыми средствами производства.

Руководство и организацию материально-технического снабжения осуществляет Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР) на основе централизованного планового распределения материальных ресурсов по территориальному принципу через свои управления по снабжению и сбыту (последние построены по отраслевому признаку: Союзглавметалл, Союзглавлес, Союзглавстронматериалы, Союзглавстройкомплект, Союзглавсельстройкомплект), которые занимаются комплектацией технологического оборудования, приборов, кабельных и других изделий для строящихся предприя-ний. Госснаб СССР осуществляет реализацию планов снабжения, обеспечивает межотраслевые кооперативные поставки, контроль за своевременным выполнением планов поставки продукции, занимается совершенствованием форм и методов материально-технического снабжения.

В союзных республиках (за исключением РСФСР) руководство и организацию материально-технического снабжения капитального строительства ведут соответствующие главные управления при советах министров республик. В РСФСР материально-техническое снабжение капитального строительства возложено на территориальные управления, подчиненные непосредственно Главснабу СССР. На местах эту работу осуществляют органы материально-технического снабжения союзных и союзно-республиканских строительных министерств и ведомств.

В сельском строительстве материально-техническое снабжение ведут органы материально-технического снабжения и производственно-технической комплектации Министерства сельского строительства СССР, органы материально-технического снабжения республиканских министерств сельского строительства и органы снабжения и сбыта, входящие в состав строительно-монтажных организаций и др. Организационно-структурная схема управления материально-техническим снабжением и комплектацией в сельском строительстве показана на рис.11.25.



Централизованное материально-техническое снабжение капитального строительства в колхозах ведут организации Государственного комитета «Сельхозтехника СССР» через своп подразделения на местах, которые осуществляют планирование межреспубликанских поставок важнейших видов продукции и оборудования и организуют комплектное снабжение строек материалами, конструкциями, изделиями и оборудованием.

Обеспечение сельского строительства материальными ресурсами через территориальные органы снабжения Госснаба СССР пока не получило широкого распространения. В снабжении материальными ресурсами сельских строек в настоящее время пока преобладает форма снабжения через органы материально-технического снабжения Министерства сельского строительства СССР а министерств сельского строительства союзных республик. Снабжение сельских строительно-монтажных организаций материалами, конструкциями, полуфабрикатами и оборудованием включает: определение потребности строительно-монтажных организаций в необходимых для осуществления строительства материально-технических ресурсах; установление хозяйственных связей с соответствующими организациями по поставке предусмотренных планами снабжения материальных ресурсов, оформление заказов и т. п.; нормирование производственных запасов; организацию складского хозяйства и доставки материальных ресурсов к месту производства строительно-монтажных работ; приемку и выдачу материалов, изделий и полуфабрикатов; контроль за обеспечением необходимыми материально-техническими ресурсами и их расходованием; организацию учета и отчетности о движении материальных ресурсов.

Выполнение указанных функций в трестах возлагается на хозрасчетные управления производственно-технологической комплектации (УПТК).



Планирование материально-технического снабжения отрасли сельского строительства, как и других отраслей в нашей стране, осуществляется центральными организациям - Госпланом СССР, Госснабом СССР, союзными министерствами и ведомствами, союзными республиками и их органами управления, а также непосредственно строительными организациями. Планы материально-технического снабжения составляются: перспективные на срок более 5 лет и рабочие - на 5 лет, текущие (годовые с разбивкой по кварталам) и оперативные (месячные, декадные).

Система распределения материально-технических ресурсов характеризуется сочетанием централизованного фондирования потребителей ограниченным количеством важнейших видов сырья, материалов и оборудования с децентрализованным плановым распределением подавляющего большинства материальных ресурсов через территориальные органы Госснаба СССР, в том числе через оптовую торговлю. Планирование и распределение продукции осуществляется по трем направлениям:

фондирование, при котором продукция номенклатуры народнохозяйственного плана распределяется Госпланом СССР и утверждается Советом Министров СССР; к этому виду продукции относятся: дефицитные, вновь внедряемые прогрессивные материалы и изделия, импортная продукция, важнейшая продукция общегосударственного значения - прокат черных металлов, все стальные трубы, цветные металлы, топливо и нефтепродукты, цемент, шифер, мягкая кровля, стекло, лесные материалы, машиностроительная продукция;

централизованное планирование, при котором балансы и планы разрабатываются и утверждаются Госпланом СССР; разрабатываются центральным аппаратом Госснаба СССР; разрабатываются Союзглавснабсбытом и утверждаются Госснабом СССР;

разрабатываются и утверждаются министерствами-изготовителями продукции;

децентрализованное планирование ведет Госснаб СССР по территориальным управлениям материально-технического снабжения, а последними- по потребителям; Госпланы союзных республик, республиканские министерства и ведомства; Совет народных депутатов. Продукцией этого вида являются кирпич, щебень, известь, огнеупорная глина и многие другие местные материалы и изделия.

Планы распределения ресурсов составляются на каждый вид продукции. После утверждения сводного плана материально-технического снабжения Госплан СССР сообщает Министерству сельского строительства СССР фонды и лимиты на материальные ресурсы, выделенные для выполнения производственной программы. Минсельстрой СССР распределяет фонды между республиканскими министерствами, которые в свою очередь - между подведомственными строительными организациями и промышленными предприятиями.

Строительные организации, согласно выделенным им фондам и лимитам, составляют специфицированные заявки с указанием сортов, марок и других технических характеристик продукции и представляют их территориальным управлениям Госснаба СССР или вышестоящим организациям по подчиненности в зависимости от формы распределения данного вида продукции. Союзглавснабсбыты на основании полученных заявок прикрепляют потребителей к соответствующим поставщикам продукции. Потребители получают наряды на нужную им продукцию, а поставщики - планы производства и отгрузки продукции.

В строительно-монтажных трестах сельского строительства функции материально-технического снабжения выполняют Управления производственно-технологической комплектации (УПТК). В строительно-монтажных трестах, где еще не организованы УПТК, вопросами материально-технического снабжения занимаются конторы или отделы материально-технического снабжения.

Основными функциями материально-технического обеспечения строительного производства являются: обеспечение строительных потоков необходимым сырьем, полуфабрикатами и деталями; хранение, обработка и подача сырья по заявкам потребителей – строительно-монтажных организаций; обеспечение инструментами, приспособлениями и ремонт технологического, энергетического, транспортного и другого оборудования, уход и надзор за ними, постоянное подержание оборудования в рабочем состоянии; обеспечение предприятия электрической и тепловой энергией, сжатым воздухом и водой; перемещение грузов внутри площадки и вне ее; проведение всех погрузочно-разгрузочных работ.

К службам МТО следует отнести:

    материально-техническое снабжение, которое должно своевременно обеспечивать и регулировать поставки для производственного процесса – сырьё, полуфабрикаты, комплектующие детали. Кроме того, органы снабжения и сбыта обеспечивают выполнение услуг в объеме, номенклатуре и в сроки, установленные хозяйственными договорами;

    складирование и хранение материалов, топлива, сырья и готовой продукции, которое обеспечивается складским хозяйством, являющимся производственно-технической базой систем снабжения и сбыта;

    производственно-технологическую комплектацию готовой продукции; она особенно важна, так как возведение зданий и сооружений требует поставки комплекта сборных элементов стоек по календарным графикам. Поэтому службы производственно-технологической комплектации обеспечивают подбор изделий и конструкций комплектно, строго по суточным и часовым графикам, согласованным со строительными организациями;

    инструментальное хозяйство и службы технологической оснастки; они должны обеспечивать производство инструментом , приспособлениями, технологической оснасткой, формами высокого качества при минимальных издержках на их производства. Эти службы предопределяют успех внедрения передовой технологии, механизации трудоемких работ;

    ремонтно-механические цехи и службы должны обеспечивать рабочее состояние большого и сложного парка оборудования, машин путем его ремонта и модернизации. Четкая работа этих служб в большей степени определяет результаты работы строительной организации;

    транспортное хозяйство, которое обеспечивает перемещение внутри строительной площадки и вне ее огромных масс грузов, необходимых для нормального функционирования производственного процесса. Особенно ритмичной работы требует технологический транспорт, связывающий отдельные процессы в единую производственную систему.

Концепция логистики представляет собой систему более рационального планирования, организации и контроля в сферах производства и обмена продукцией для более полного удовлетворения потребительского спроса.

С точки зрения функционального назначения в общей структуре народного хозяйства выделяются следующие виды логических систем: макрологистика, микрологистика и металогистика.

Макрологическая система представляет собой объединение всех предприятий, организаций и производственных систем по всем отраслям народного хозяйства.

Система микрологистики охватывает движение материальных и информационных потоков в рамках одного предприятия или производственной системы.

Металогистика представляет собой совокупность функциональных подразделений, различных предприятий и систем.

Логистическая деятельность базируется на трех основах:

    техника как совокупность всех технических средств и оборудования, сопровождающих материальные ресурсы;

    информация как совокупность всей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системе;

    экономика предприятия и народного хозяйства.

Предметом логистики являются комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах. Логистика охватывает как сферу производства, так и сферу обмена материальных благ (подсистема материально-технического снабжения и сбыта продукции). Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами и обработкой необходимой информации.

Все разнообразие форм организации материально-технического обеспечения строительства в настоящее время можно свести в три группы.

Первая, автономная, строиться на преимущественно прямых связях с поставщиками материальных ресурсов и организационно полностью замыкается рамками строительной фирмы. Подобная организация МТО строительства характерна для достаточно крупных строительных фирм, имеющих стабильные заказы и сохраняющих определенную специализацию. Они, как правило, располагают собственной сетью экономически зависимых снабженческих подразделений, включая и подразделения производственно-технологической комплектации.

Вторая группа включает строительные фирмы, в равной мере использующие как прямы хозяйственные связи, так и услуги коммерческих посредников. Обычно это средние и мелкие строительные предприятия, склонные к универсализации и диверсификации производства. Они чаще всего используют лишь элементы (фрагменты) системы производственно-технической комплектации на отдельных объектах.

Третью группу образуют специализированные предприятия и организации материально-технического обеспечения строительства.

Состав производственных подразделений службы МТО строительной фирмы также достаточно разнообразен и зависит в первую очередь от таких факторов как: масштабы и география деятельности фирмы; отраслевая принадлежность фирмы и продуктовая специализация; уровень кооперации в области МТО строительства и.т.п.

Для осуществления строительных и строительно-монтажных работ строительным организациям необходимы: ?

строительные материалы массового использования в строительном производстве (цемент, кирпич и др.); ?

нерудные строительные материалы (песок, гравий, камень, щебень и др.); ?

металлы и изделия из них (трубы, кровельное железо и др.); ?

лесоматериалы и пиломатериалы; ?

изделия и полуфабрикаты (стеновые материалы, сборные железобетонные конструкции, металлические и арматурные конструкции, электротехнические изделия и др.); ?

кабельные изделия; ?

оборудование (технологическое, санитарно-техническое и др.); ?

строительные машины и механизмы, средства транспорта, средства малой механизации и др.

Обеспечение строительства материалами и изделиями, необходимыми для выполнения строительно-монтажных работ, предусмотренных договором подряда, является обязанностью подрядчика, за исключением оборудования и аппаратуры, обеспечение которыми является обязанностью заказчика.

В условиях перехода к рыночной экономике снабжение строительных организаций строительными материалами и оборудованием резко усложнилось. Сложности снабжения отчасти объясняются в стране спадом промышленного производства строительных материалов, разрушением хозяйственных связей между потребителями и изготовителями продукции и другими причинами.

Улучшение снабжения строительных организаций потребительской кооперации, как представляется, должно осуществляться по следующим основным направлениям: ?

во-первых, путем совершенствования работы ведомственных организаций материально-технического снабжения потребительской кооперации, развития и укрепления хозяйственного расчета; ?

во-вторых, путем укрепления технической базы снабжения (складского хозяйства и его технической оснащенности); ?

в-третьих, путем расширения и укрепления связей снабженческо-сбытовых организаций потребительской кооперации с предприятиями - поставщиками продукции различных форм собственности (заводами, концернами, акционерными обществами, кооперативами и т. п.). Неизбежен выход строительных организаций на товарные и инвестиционные биржи.

В условиях перехода к рыночным отношениям надо, чтобы ведомственная система снабженческо-сбытовых организаций потребительской кооперации была приспособлена к специфическим условиям работы потребительской кооперации и рыночным условиям. В связи с этим целесообразно все склады, базы, отделы материально-технического снабжения перевести на полный хозяйственный расчет.

Рациональная организация снабжения строительных организаций потребительских коопераций требует создания без перебоев в этой сфере товарных запасов в необходимых оптимальных размерах и ассортименте. Создание запасов и формирование ассортимента продукции обусловливают необходимость выполнения функции хранения запасов и в связи с этим потребность в соответствующей материально-технической базе.

Складское хозяйство, являясь основным элементом материально-технической базы, играет важную роль в образовании товарных запасов и формировании ассортимента, необходимого для бесперебойного, ритмичного и комплектного снабжения строек продукцией производственно-технического назначения. Наличие хорошо организованного складского хозяйства позволяет, следовательно, обеспечить процесс формирования ассортимента продукции, ее сохранность, ускорять оборот и тем самым улучшать весь процесс снабжения продукцией строительных организаций и потребительских обществ.

Совершенствование снабжения материалами предполагает необходимость повсеместного внедрения централизованной доставки продукции стройкам. Необходимо тесно увязать сроки доставки строительного производства с режимом строительного производства, сроки доставки оборудования со сроками ввода в действие строящихся и реконструируемых предприятий.

Большие задачи в области совершенствования снабжения строительными материалами и изделиями организаций потребительской кооперации заключаются в дальнейшем развитии в потребительской кооперации ее собственных предприятий строительной индустрии - заводов по производству железобетонных изделий, кирпича, черепицы, шифера, предприятий по производству пиломатериалов и изделий из древесины и др.

В связи с переходом от централизованного снабжения продукцией на материально-техническое снабжение в порядке оптовой торговли органам снабжения потребительской кооперации целесообразно выходить на товарные биржи для закупки отдельных видов строительных материалов и оборудования.

Актуальной остается проблема ритмичности снабжения строительства материалами и оборудованием.

Ритмичная поставка материалоб и оборудования обеспечивает непрерывность производственного процесса в строительстве.

Под ритмичностью снабжения понимается поставка материалов через относительно одинаковые промежутки времени. Кроме того, ритмичность дополняется равномерностью объемов партий поставки.

При этом равномерность предполагает поставку материалов, как правило, в одиноковых количествах в определенный отрезок времени. Однако график поставки может предусматривать иные объемы поставки по периодам с учетом объектов строительно-монтажных работ, сезонности производства.

Сроки (периоды) поставки материалов (квартальные, месячные, декадные, пятидневные) должны устанавливаться в договоре поставки и графиках завоза с учетом необходимости бесперебойного обеспечения стройки материалами и оборудованием.

Для изменения ритмичности снабжения строек материалами может быть применен расчетный показатель - коэффициент ритмичности снабжения (Кр).

Он может быть рассчитан двумя методами:

к _ Ф,+Ф2+...

^ /7] + П2 +... + Пп

где Ф1 п - фактическая поставка за период в пределах плана; П1 п - план поставки за каждый период по договору. Пример. Декады По плану, тыс. руб. Фактическая поставка в пределах плана, тыс. руб. I 100 80 II 100 90 III 100 100 Всего 300 270 _ 80 + 90 + 100 _ 270 _0^ р~ 100 + 100 + 100 ” 300 ’

Iг _ 1 Н(недопоставка) Второй способ расчета: Кр -1 -

1,0-ОД = 0,9.

Актуальным является вопрос выбора поставщиков по критерию наименьших затрат на перевозку стройматериалов.

При выборе поставщиков стройматериалов и оборудования должен соблюдаться принцип целесообразности и экономической эффективности перевозок.

Критерием выбора поставщиков являются наименьшие затраты на перевозку стройматериалов, что равнозначно наименьшему суммарному расстоянию перевозки стройматериалов.

При сравнительно небольшом количестве поставщиков и получателей продукции определение, с точки зрения наименьшего расстояния перевозки груза, выбора поставщика, осуществляется одним из следующих трех методов: 1)

методом сопоставления расстояний; 2)

методом сопоставления “разниц расстояний”; 3)

графоаналитическим методом.

Метод сопоставления расстояний применяется в простейших случаях, когда имеется не более двух-трех потенциальных поставщиков и потребителей; он заключается в том, что выбирается тот поставщик, который ближе находится к потребителю продукции (оборудования).

Однако в практике зачастую имеет место, когда близко расположенный к потребителю поставщик (предприятие) не имеет достаточного количества продукции, чтобы удовлетворить потребности всех потребителей. Часть строительных организаций треста вынуждена обращаться к другому поставщику. В таких случаях для отыскания наиболее рационального варианта определения поставщика применяется так называемый метод сопоставления “разниц расстояний”.

Метод сопоставления “разниц расстояний” заключается в том, что при выборе поставщиков (пунктов отгрузки) учитывается не абсолютное расстояние, а разница, которая получается при сопоставлении расстояний между пунктами отправления и назначения. Этот метод позволяет легко найти наименьший суммарный пробег грузов.

Допустим, имеются два поставщика, из которых один находится в Москве и может поставлять ежемесячно по 2 вагона продукции (100 т), и второй - в Петербурге, он может поставлять тоже 2 вагона продукции (100 т) ежемесячно. Продукцию этих предприятий-поставщиков должны получать потребители ежемесячно по 1 вагону каждый (всего 4 вагона, т. е. 200 т).

Расстояние между пунктом отгрузки и получения следующее - см. табл. 11.3.

Таблица 11.3

Расстояние между получателями и потребителями продукции Пункты получения Пункты отправления и расстояние, км Москва Петербург 1. Вологда 500 600 2. Киров 950 1300 3. Тверь 160 500 4. Ярославль 320 700 Из табл. 11.3 видно, что из 4 получателей к Москве тяготеют 4. Нам же надо разделить получателей с таким расчетом, чтобы они могли получить продукцию в Москве и Петербурге с учетом возможного объема отгрузки и наименьшего суммарного пробега груза.

Находим выгодный вариант методом сопоставления разниц расстояний (табл. 11.4). Расчет разниц расстояний Пункты получения Пункты отправления и расстояние, км Разница расстояний по отношению к Москве, км Москва Петербург 1. Вологда 500 600 -100 2. Киров 950 1300 -350 3. Тверь 160 500 -340 4. Ярославль 320 700 -380 Разница расстояний со знаком “минус” обозначает преимущественную выгодность получения продукции от поставщика в Москве. При этом чем больше значение разницы со знаком “минус”, тем выгоднее первый поставщик. Разница расстояний со знаком “плюс” означает, что затраты на перевозку стройматериалов от поставщика в Москве превышают затраты на перевозку от поставщика в Петербурге.

Таким образом, расчет позволяет сделать оптимальный выбор поставщиков для потребителей продукции (табл. 11.5).

Таблица 11.5

Последовательность выбора поставщиков по критерию наименьших затрат на перевозку стройматериалов Пункты получения Разница расстояний по отношению к Москве, км Очередность выбора поставщиков к Москве к Петербургу Ярославль -380 1 4 Киров -350 2 3 Тверь -340 3 2 Вологда -100 4 1 Перечень получателей, помещенных в табл. 11.5 сверху вниз, показывает наивыгоднейшую последовательность выбора поставщика в Москве, а перечень этих же получателей снизу вверх показывает очередность выбора поставщика в Петербурге.

Такие таблицы с расчетом наименьшего суммарного пробега груза могут быть разработаны только один раз и постоянно использоваться в практике работы снабженческо-сбытовых организаций и строительных трестов.

Сущность 3-го, графоаналитического метода состоит в построении схемы грузовых потоков на карте или схеме транспортных путей. Если нанести на географическую карту или схему транспортных путей пункты нахождения поставщиков и пункты нахождения потребителей, можно установить наиболее короткие пути завоза стройматериалов, не прибегая к сложным расчетам.

В наиболее сложных ситуациях, т. е. когда имеется много поставщиков и много потребителей, расположенных в различных экономических районах, поставки различных по размерам партий продукции решаются с применением методов линейного программирования с использованием вычислительной техники.