Владимирская сельская школа стала самой комфортной в стране. С какой целью писатель рассказывает о том

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой должна быть современная сельская школа? Возможно ли что-то изменить в ней уже сейчас? Как это сделать? - такими вопросами задаются, наверное, многие, кто хоть раз побывал в типичной сельской школе деревенской глубинки.

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума. Поэтому школа не может отставать от изменений в обществе, оставаться старой по качеству обучения. Сегодня нужно другое образование.

На сегодняшний день, система образования России находится в состояний модернизации. Особое внимание уделено сельской школе и реформированию аграрного сектора страны. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности разработан комплексный подход (реструктуризация сети сельских школ), в котором учитывается особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования..

В современном сельском социуме выделяют общеобразовательные учреждения различных типов: начальные, основные, средние (полные) школы,общеобразовательные учреждения «Школа - детский сад», гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры образования. Преобладающий тип общеобразовательных учреждений на селе - средняя (полная) школа

Я же хочу остановиться на таком типе школы как общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа- детский сад». В связи с реструктуризацией образовательных учреждений, проведенной в Боханском районе из 26 начальных и 11 школ-садов на данный момент остались как самостоятельные юридические лица только три школы- сада - это Вершининская, Харагиргенская и Шунтинская школы- детский сады. Это три вполне самостоятельных учреждения, сумевших идти в ногу со временем и новыми требованиями.

Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.

В деревне Харатирген по данным переписи 2002г проживало - 523 человека. сейчас число жителей увеличилось - стало 574, детей дошкольного возраста также стало больше: было 47 , стало - 61. Село растет, должна быть и перспективная программа развития села, а также школы. В Харатиргенской школе - сад на данный момент всего обучается и воспитывается 54 ребенка: 34 в начальной школе и 20 детей в детском саду. В перспективе в начальной школе к 2015 году будут обучаться 50 человек, а охват детей дошкольного возраста на данный момент составляет всего лишь - %, если еще 5 лет назад речи не шло ни о какой очереди в дошкольное учреждение, то сегодня детей- очередников - 27 чел. Администрацией школы и общественностью был поднят вопрос о необходимости открытия детского сада. Это вопрос нашел положительное решение. С 2012 г в д. Харатирген начнется строительство детского сада на 60 мест на сумму 72 млн. руб, выделяемых из областного и местного бюджета.

Одна из самых серьезных бед сельских школ - малокомплектность. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 15 , а в некоторых малокомплектных сельских школах на одного учителя приходится всего лишь 5 учеников (есть и 3). В маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, занимаются с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося.

Общеизвестны и кадровые проблемы сельских школ, хотя во многом они сходятся с городскими. Идет старение педагогических кадров Но главное здесь - не количественные, а качественные показатели. Квалификация сельских учителей зачастую ниже, чем городских. Не хватает высококвалифицированных специалистов.

Решение этих вопросов крайне необходимо. Так в нашей школе мы активно стали заниматься решением данных проблем. Четверо учителей школы заочно получили высшее образование. В школе работает педагог высшей категории Почетный работник образования РФ, 2 учителей 1 категории, педагоги постоянно работают над самообразованием, делятся опытом работы на районных, кустовых, окружных семинарах и научно- практических конференциях.

Сельские базовые школы в первую очередь активно насыщаются оборудованием. Так, благодаря участию в различных международных, федеральных, республиканских программах и проектах по созданию единой образовательной информационной среды сделан значительный шаг по вхождению школ в информационный мир. В настоящее время количество компьютеров в сельских школах значительно увеличилось, имеются современные компьютерные классы. Параллельно с поставкой в школы современной компьютерной техники идет подключение ее к всемирной сети Интернет. На данный момент к сети Интернет подключены все сельские школы, включая начальные, расширяется область применения новых информационных технологий. В данном случае, конечно, начальным школам приходится сложнее, им меньше выделяется различного рода оборудование. Приходится находить дополнительные пути решения укрепления материальной базы.

Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества - процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них - инициирующая роль школы. Гам, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей. Чтобы идти в ногу со временем и с новыми требованиями, наши школы - сады стали активно привлекать к себе спонсоров. Так, Харатиргенская школа-сад в 2004г присвоила имя своего именитого земляка Игнатьева И.А., родственники которого помогают в укреплении материально - технической базы, закупают компьютерную технику, учебную и художественную литературу. Таким образом, в начальной школе на данный момент имеется кабинет информатики, в котором есть 4 единицы компьютера, 3 принтера, копировальный аппарат, сканер. Группы продленного дня и детского сада обеспечены телевизорами. 1)УО - плеерами, музыкальными центрами, что. конечно, положительно сказывается и на качестве образования.

Создание образовательно-культурных центров, объединяющих под одной крышей школу, дом культуры, а также активная работа с учреждениями дополнительного образования, - еще один из путей реструктуризации сети. Именно они становятся объединяющими сельчан учреждениями, работая днем - в режиме школы, вечером - организуя досуг всех детей и взрослых. В полную силу начинают работать различные клубы по интересам, физкультурные занятия и т.п.

Последние годы наша начальная школа очень тесно сотрудничает с СДК, с учреждениями дополнительного образования Боханского района: ДЮСШ и ДЦТ. На базе нашей школы работают кружки «Умелые ручки» и «Юный шахматист», в которые привлечены дети не только начальной школы, но и выпускники школы, дети 5-8 классов, обучающихся в Хохорской СОШ. Неоднократно проводились турниры по шахматам и шашкам на приз Игнатьева.

В этом учебном году, в апреле месяце нами запланирован районный турнир по шахматам среди начальных классов. На базе СДК работают секции по вольной борьбе и по стрельбе из лука. Это дает положительные результаты. Во первых, дети заняты делом в вечернее время, во - вторых, занято довольно много детей из неблагополучных семей. На базе СДК не раз проводились районные, окружные соревнования по стрельбе из лука. В декабре 201 Ог на базе СДК были проведены районные соревнования по вольной борьбе. За два года работы секции по вольной борьбе ребята показали отличные результаты: неоднократно становились призерами и победителями районных, окружных, областных соревнований. Среди них и наши учащиеся Харатиргенской начальной школы.

Таким образом, в сельской местности школа все чаще стала восприниматься как образовательный центр, где обязаны воспитать ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания. Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения физиологических потребностей; потребностей в безопасности и уверенности в будущем.

Возможность удовлетворения социальных потребностей через усвоение групповых норм и идеалов. Удовлетворение и развитие потребности в значимой преобразующей деятельности в соответствии с интересами и склонностями, потребность в сохранении и повышении самооценки, в самоактуализации А востребованность в культурных учреждениях у жителей села только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере

для населения - не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность - через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состояние сельчан.


Школа в деревне Лесниково в 30 километрах от Гусь-Хрустального дважды становилась лучшей сельской школой страны. А в этом году получила звание «Самая комфортная школа России ». Что же в ней такого особенного? Я отправилась туда, чтобы лично это узнать.

Как дома

Старенькие деревянные дома, пара магазинов и двухэтажная кирпичная школа с пристроенным детским садиком - таких картинок в сельской местности через каждые 50 километров.

Внутри школа тоже не поражает суперсовременным техническим оснащением и евроремонтом. Все для детей, а не для проверяющих комиссий. У входе стол для настольного тенниса, на стенах - стенды с достижениями учеников и выпускников, как было модно в 90-х. Коридор второго этажа украшает нарисованный лес с огромным лосем и волком, около лестницы - картина жизни человека, от рождения до зрелости. Роспись создали специально приглашенные художник. На окнах - занавески в цветочек, тут и там - живые цветы. В общем, ничего «сверх». Но уютно, чисто и тепло.

Стоило мне войти в здание, как ребятня наперебой стала здороваться и спрашивать: «Вы к кому?». Никаких турникетов, как в городе.

Директор Михаил Овечкин каждого школьника знает по имени и помнит, как каждый из них учится. Это понятно - учеников здесь всего 39, еще 14 - дошколята. И так же учащихся знает каждый педагог. Их здесь девять.

Михаил Овечкин с гордостью показывает новую котельную, которая появилась около школы, компьютерный кабинет, пристроенный блок для дошколят и … новую уборную. Еще недавно всего этого не было. Например, туалет был на улице, а топили школу дровами.

Ощущение комфорта в стенах школы создается не техникой и не новым ремонтом, хотя и то, и то у нас есть, - рассказал директор. - У нас все строится на общении с детьми. Мы с ними - на равных. Например, мы не переживаем за цветы и рисунки на стенах, потому что дали детям понять, что школа также принадлежит им, как и педагогам. А свое портить, согласитесь, никто не будет. Чтобы показать, что они здесь полноправные хозяева, еще в 90-х мы создали в школе свою Республику «Маленькая страна». У нее есть свой гимн, герб, правила и права, у каждого ребенка есть специальный паспорт гражданина Республики. И у нее, конечно, есть свой президент, которого дети выбирают сами. Есть ученый совет, в составе которого сами ученики, который контролирует успеваемость детей. Можно сказать, у нас самоуправление.

Телефоны? А зачем?

Одно из главных правил в школе - все делать вместе. Поэтому даже на огороде, где дети сажают капусту, морковь и свеклу для школьной столовой, работают все вместе. Сажать и копать картошку выходит даже директор!

Я не увидела на перемене ни одного ребенка с мобильным телефоном руках. И это не потому, что смартфонов у детей нет. В школе четкое правило - телефон доставать только в крайних случаях.

Из-за того, что классы у нас малокомплектные, занятия, фактически, можно назвать индивидуальными, - поделилась учитель математики Ирина Янцен. - И на занятиях они могут задавать любые вопросы, которые возникают.

«Зачем показывать, что я плохой ученик?»

Я отловила одного из пятиклашек.

У тебя есть мобильный телефон?

Конечно, они сейчас у всех есть, - ответил Кирилл Бочин .

Покажешь, что тебе друзья там пишут?

Он у меня дома лежит, мне его брать незачем. Друзья у меня все здесь, да и отвлекаться лишний раз не хочу. Могу что-то по учебе не понять.

Ты во сколько в школу приходишь? Уроки же у вас в 8.30 начинаются?

К 8 утра. Тут все ребята заранее приходят. Мы уроки повторяем. Нас каждого по домашнему заданию спрашивают, поэтому опаздывать нельзя, не выучить - тоже. Могут на линейке потом перед всеми вывести, поругать немного и спросить, как буду исправляться. Зачем всем показывать, что я плохой ученик?

Как результат, дети побеждают на олимпиадах различного уровня, среди выпускников есть медалисты. Правда, школа - основная, то есть всего 9 классов. Несмотря на это, детей с недавнего времени начали учить второму иностранному языку - помимо немецкого лесниковские дети постигают азы английского.

У школы есть своя небольшая столовая, мастерская со столярным слесарным мини-цехами, да такими, что, как мне показалось, станков тут даже больше, чем число учащихся.

Помимо учебы занимаются спортом и играют в тимуровцев, помогая старикам и ветеранам, хотя, может, и не знают этого слова. Уезжала я оттуда в приподнятом настроении. Захотелось снова вернуться в школу.

С какой целью писатель рассказывает о том. как создавалась эта сельская школа? Найдите в тексте это описание. Прочитайте вслух. Можно ли хоть примерно определить годы, о которых пишет В. Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время?
«Фотография, на которой меня нет»

Ответы:

Писатель рассказывает о том, как создавалась школа, потому что сейчас непонятно, как жили в тогдашних сибирских деревнях, и лучше прочувствовать это можно, если провести сравнение с теми сторонами быта, что привычны для нас и понятны каждому. Школа создавалась фактически с нуля. То, что когда закончились тетрадки и карандаши, занятия проводились просто в виде рассказов учителя на темы, которые выбирал он сам, показывает, что и программы как таковой не было. А если программа и была, то её нельзя было выполнить в таких условиях. Учитель был тогда, скорее, символом лучшей, грамотной жизни, и преимущественно сам, своим примером мог дать тот образец интеллигентного поведения и неизменного дружелюбия, который в будущем мог бы служить ориентиром для его учеников. Неимоверная бедность школьного быта могла хоть как-то восполниться только самоотверженностью учителей, и в деревне это поняли и оценили,- недаром учительская семья была предметом всеобщего уважения и заботы. Определить годы, о которых пишет В.П. Астафьев, конечно же, можно. Скорее всего, это начало тридцатых годов XX века. Понять это можно по следующим приметам: в тексте говорится, что многие из одноклассников автора погибли в Великую Отечественную войну, а самый активный призыв осуществлялся среди мужчин 18-25 лет. Значит, к 1941 году им всем должно было бы быть не меньше восемнадцати лет.

Инновации, являясь необходимым условием развития образования, играют важную роль в становлении и совершенствовании отечественной системы народного образования.

В соответствии с существовавшими социально-экономическими условиями, в России вплоть до последних десятилетий XIX в. проблема развития народного образования – это фактически проблема образования и просвещения крестьян, составлявших подавляющее большинство населения страны и являющихся наименее просвещённой частью народа.

В исследованиях по истории образования отмечается, что до 2-й половины XVIII в. воспитание крестьянских детей в России осуществлялось в семье и крестьянской общине при поддержке церкви, занимавшейся религиозно-нравственным воспитанием (Д.И. Латышина, В.М. Величкина).

Проблема образования крестьян и простонародья впервые поднимается в русской общественной мысли XVIII в. (И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев и др.). Наиболее глубоко она анализируются в работе А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766 г., впервые издана в 1865 г.). Один из разделов этого сочинения посвящён описанию .

Первый масштабный проект создания системы народного образования в России, попытка осуществления которого была предпринята, разработал Ф.И. Янкович де Мириево. Согласно утверждённому в 1786 г. Екатериной II «Уставу народных училищ», в каждом губернском городе предполагалось открыть главные народные училища, рассчитанные на 5 лет обучения, а в уездных центрах и сёлах – малые народные училища (2 года). Проект был реализован лишь частично, поскольку при его осуществлении местных власти, как правило, уклонялись от содержания народных училищ.

Первыми в России школами, доступными для простонародья, стали церковноприходские школы, которые появились в 1804 г. и просуществовали до 1918 г., являясь самим распространённым типом отечественных школ.

Церковноприходские школы изначально были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание при минимальном уровне образования. Как правило, детей обучали служители церкви, не имеющие педагогической подготовки (основы педагогики стали преподаваться в духовных семинариях лишь в середине 1860-х гг.), использующие малоэффективные методы обучения, а содержание образования в своей основе оставалось неизменным в течение полувека.

Однако со 2-й половины XIX в. программа церковноприходских школ постепенно начинает расширяться, приобретая к началу ХХ в. более светский и научный характер. В это время церковноприходские школы работают при финансовой поддержке государства, являясь фактически государственно-церковными. К середине 1990-х гг. их сеть в России расширяется, общее количество превышает 31000. Кроме них, в ведении Святейшего Синода находились школы грамоты и четырёхлетние церковноприходские училища. В церковных школах грамоты велось обучение Закону Божьему, церковному пению, церковнославянскому и русскому чтению, письму и начальному счислению. В церковноприходских школах программа расширялась за счёт изучения русской грамматики и арифметики. В церковноприходских училищах кроме названных предметов преподавались священная и отечественная история. В программу церковноприходских училищ входило также обучение ремёслам (до 13 ремёсел).

Таким образом, церковноприходское образование в России на рубеже XIX–XX вв. было не только самым распространённым в крестьянской среде, оно приобрело многоуровневый и вариативный характер, свойственный развитым системам образования.

Наряду с церковноприходскими школами и училищами в сёлах России 2-й половины XIX в. развивается альтернативное (не государственно-церковное) образование. Школы в сельской местности создаются земствами, интеллигентами-подвижниками, энтузиастами-просветителями.

Особую группу сельских народных школ составляли школы, действовавшие в казачьих войсках. В России исторически сложилось 11 казачьих войск, которые размещались преимущественно в аграрных областях империи. В 1911 г. в стране было более 1000 казачьих школ, в которых наряду с религиозно-патриотическим и военно-физическим воспитанием давалось довольно широкое образование. Так, в Оренбургском казачьем войске было установлено обязательное обучение мальчиков и девочек. Курс обучение в войсковых начальных школах длился 5-6 лет и включал в себя Закон Божий, чтение, письмо, арифметику, церковное пение; для мальчиков преподавались гимнастика и фронтовое обучение .

В 1860-е годы в России широкий общественный резонанс приобрели споры о содержании образования народной школы. Земства и интеллигенция считали необходимым устройство народных школ по европейским образцам, они критиковали церковноприходские школы за религиозную ограниченность, выступали за научность в обучении, за обновление содержания образования и введение новых учебных предметов.

Наиболее выдающимися деятелями земского образования были Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков, которым принадлежит также заслуга организации учительских съездов и курсов как эффективных форм массового обмена опытом и повышения квалификации учителей народных школ.

Н.А. Корф в 1867–1872 гг., служа в должности члена училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, при поддержке населения открыл несколько десятков , в которых стремился учесть особенности сельской среды.

Н.Ф. Бунаковым была обоснована и реализована идея необходимости . Он указывал, что важнейшим условием успешной работы сельской школы является заинтересованность в ней местного населения, открытость школы для контроля крестьянской общиной: «…Те, кто доверяет училищу своих детей, неужели не вправе спросить: что же вы сделали с нашими детьми? Как и чему их учили?» .

Важную роль в развитии образования на селе сыграла . Он сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, научность полученного образования .

В конце XIX – начале ХХ в. большую известность приобрела в с. Татево и в ряде других сёл Бельского уезда Смоленской губернии. Изучение его педагогического наследия позволяет утверждать, что он не только создал новый, прогрессивный для своего времени тип церковноприходской школы, но и разработал модель образования сельских школьников, не утратившую своей актуальности в наши дни. Впервые в отечественной педагогике он реализовал обширный комплекс условий, определяющих особенности образования в сельской местности, и возможности эффективного осуществления образовательного процесса с учётом этих условий.

К первому десятилетию ХХ в. в России сформировались достаточно чёткие представления о возможностях развития образования на челе. Согласно этим представлениям, сельская среда обладает значительным воспитательным потенциалом, обусловленным её близостью к природе, относительной простотой и доступностью в обучении крестьянскому труду, сохранением в сельской местность традиций народной педагогики. Вместе с тем, признавался низкий культурный уровень крестьянства, хотя крестьянская община, в целом, чаще всего идеализировалась.

На особые воспитательные возможностей сельской среды в 1910–1920-е гг. единодушно указывают педагоги и общественные деятели различных политических убеждений (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).

В советский период развитие образования на селе становится одним из важнейших направлений государственной внутренней политики. В СССР развитие общеобразовательной школы в стране основывалось на идее равного образования для городских и сельских детей. Эта идея утверждалась, с одной стороны, жёстким регламентированием содержания образования, едиными для всей страны требованиями к подготовленности выпускников школ и абитуриентов, а с другой – серьёзной государственной поддержкой села и сельской школы.

В целях повышения привлекательности учительского труда в сельской местности для сельских учителей вводится ряд льготных условий, среди которых надбавка к зарплате, бесплатные коммунальные услуги, бесплатное обеспечение жильём, освобождение молодых людей, работающих в сельской школе, от службы в армии и др. Кроме того, в большинстве педагогических вузов действовали льготные условия поступления для абитуриентов из сельской местности.

До начала 1990-х годов для выпускников советских вузов существовала достаточно строгая система распределения по местам работы, согласно которой молодой специалист был обязан отработать на месте распределения определённое количество лет. Распределение помогало учитывать потребности школ региона в педагогических кадрах, что также способствовало решению проблемы обеспечения сельских школ учителями.

Меры содействия развитию сельской школы в СССР в их практическом воплощении зачастую шли вразрез с демократическими правами и свободами, закрепощали молодых учителей и ограничивали рост образования в стране в целом. Вместе с тем, как отмечают различные источники, к концу 1980-х гг. уровень образования сельских школьников более, чем когда бы то ни было, приблизился к уровню образования в городских школах.

В развитии сельской школы в 60–80-е гг. ХХ в. важную роль сыграл . Анализ его трудов показывает, что он создал педагогическую систему, не просто адаптированную к условиям сельской местности, но органично вырастающую из социально-природного окружения сельской школы.

В 1980-е гг. инновационная педагогическая система складывается в Сахновской средней школе Черкасской области. В основе этой системы лежит авторская концепция директора школы А.А. Захаренко, которая базируется на идеях воспитательных центров, «средового подхода», и созидательного, творческого, социально значимого труда.

Новаторский опыт В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко, А.Ф. Иванова и других руководителей сельских школ в 1870–1980-е гг. привлек внимание широкой научно-педагогической общественности к сельской школе. В это время в СССР активно разрабатываются проблемы образования сельских школьников, в помощь сельским педагогам и руководителям школ массовыми тиражами выпускается ряд пособий, ориентированных преимущественно на оптимизацию учебного процесса. Значительный вклад в развитие образования на селе в этот период внесли работы Н.М. Анисина, В.М. Величкиной, А.Ф. Иванова, В.П. Макарова, Г.Ф. Суворовой и др.

Постсоветский период (конец 1980-х – 1990-е гг.), совпавший с глубоким социальным и экономическим кризисом переходного периода, характеризуется нарастанием и обострением проблем в сельском образовании. По словам М.П. Гурьяновой, «сельская школа России конца ХХ века оказалась на обочине российского образования». В этот период учительство испытало длительные задержки заработной платы, что сопровождалось ростом социального недовольства среди учителей, уходом многих педагогов из школы, их переездом в город или в более благополучный регион. В сельской местности в это время гораздо острей, чем в городе, ощущается нехватка необходимых учебников и учебных пособий, снижение требований к общеобразовательной школе.

Кризис постсоветского периода определил современную ситуацию, когда качество сельского образования значительно уступает качеству городского. Сложившаяся ситуация требует поиска новых путей сохранения и развития образования на селе, и в этом поиске очень важна преемственность: опора на лучшие традиции гуманистической педагогики, учёт особенностей сельской образовательной среды, творческое переосмысление предыдущего педагогического опыта.

Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума. Главные особенности сельской школы связаны с её значительной территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов. Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций.

Изолированность сельских школ придаёт каждой школе особенности, характерные только для неё. В связи с этим учёные, занимающиеся проблемами образование на селе (В.Г. Бочарова, В.П. Быкова, М.П. Гурьянова и др.), отстаивают вариативность обучения и многообразие подходов в осуществляемом сельскими школами педагогическом процессе.

Проведённый нами анализ позволяет выделить в развитии отечественного образования на селе следующие основные этапы.

1-й этап (до 2-й половины XVIII в.) – этап семейного и общинного воспитания; в этот период образование крестьянства частично поддерживается церковью (религиозное воспитание), но не государством;

2-й этап – первые проекты просвещения крестьян (2-я половина XVIII – начало XIX в.) – разработка первых проектов создания системы народного просвещения и попытки их осуществления;

3-й этап (начало XIX в. – 1-я половина 1860-х гг.) – активизация церкви и государства в просвещении крестьян: появление церковноприходских школ, возрастание роли церкви и государства в просвещении народа; этот этап отмечен неуклонным ростом роли церковной власти в просвещении крестьянства; политика государства в сфере народного образования отличалась значительной противоречивостью и непоследовательностью;

4-й этап (2-я половина 1860-х гг. – 1880-е гг.) – расширение сети сельских школ и повышение качества образования сельских детей за счёт государственной поддержки, деятельности церкви и местного самоуправления (земств, казачьих войсковых управ и др.), а также энтузиастов-подвижников; на этом этапе наблюдается рост авторитета Министерства народного просвещения;

5-й этап (1880-е – 1910-е гг.) – формирование системы просвещения крестьянства; на этом этапе сельская школа рассматривается как специфическая образовательная система, признаётся её особая связь с крестьянской социальной средой, особая миссия в сельском социуме и российском обществе; в этот период демократически настроенные деятели образования ставят перед сельской школой задачу повышения культурного уровня и социальной активности крестьян; складывается разветвлённая уровневая система государственно-церковного просвещения крестьянства, происходит содержательное и организационное обновление церковноприходских школ, содержание образования в них приобретает всё более светский характер;

6-й этап приходится на советский период (1920-е –1980-е гг.) и характеризуется ростом доступности и качества образования в сельской местности; на этом этапе сельская школа по качеству образования постепенно приближается к городской, для сельских и городских школ вводятся единые требования, осуществляется масштабная государственная поддержка села и сельских школ;

7-й этап – постсоветский (конец 1980-х – 1990-е гг.); на этом этапе вновь увеличивается разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами: с одной стороны возрастает качество и разнообразие образования в городе, с другой, снижается уровень образования на селе;

8-й этап – современный (с конца 1990-х гг. по наши дни), для которого характерен поиск путей сохранения и развития образования на селе; на этом этапе актуализируется роль инноваций в сельской школе, отмечается значительное разнообразие подходов к повышению эффективности образования сельских школьников.

Список литературы

1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., Гардарики, 2003. (Шелеховский район Иркутской области). Обеспечение целостности развивающейся воспитательной системы в сельской школе Для ссылки:
Сидоров С.В. Основные этапы развития отечественных сельских школ [Электронный ресурс] // Сидоров С.В..10.2019).

История Дмитриевской средней школы

Дмитриевской школе в этом году исполняется 138 лет.

Не одно поколение учеников, учителей, директоров прошло сквозь призму времён. А началось всё в 1879 году, когда при покровской церкви в селе Дмитриевка Уфимской губернии было основано Церковно-приходское попечительство, в котором начали свою работу две земские школы, одна в Дмитриевке, а другая в Миловке. В своё время историю школы изучал Разетдин Закиевич Гилемханов, первый директор совхоза «Дмитриевский». Он обратился в Центральный Государственный исторический архив РБ, получил справку, из которой следует, что возраст школы перевалил за сотню с лишним лет.

Первый выпуск семилетней школы состоялся в 1935 году.

Своему становлению и развитию школа обязана преподавательскому составу и руководителям, её возглавлявшим, а за 135 лет их было немало. К сожалению, не все имена сохранились. Школа приобрела красивый вид благодаря стараниям Константина Митрофановича Лазарева. Вместе с коллективом учителей, учащихся и их родителей в 1965 году он закладывал фундамент нового современного здания школы. Благодаря ему мы теперь имеем среднюю часть нашей большой школы.

С 1977 по 1981 год школой руководил Леонид Иванович Сычёв. При нём было начато строительство огромного спортивного зала, он мечтал о высоких спортивных достижениях своих учеников.

Достраивать начатое Леонидом Ивановичем и возводить новое здание школы, т.к. детей становилось всё больше и больше, пришлось Владимиру Михайловичу Михайлову, который стоял у руля с 1981 по 1988годы. Его так и называли «Строитель», потому что куда бы он не приходил на работу, везде начиналось строительство.

Сегодня этих замечательных людей уже нет рядом с нами, но каждый из них оставил яркий след в нашей памяти.

В сентябре 1988 года пост директора занял Валерий Александрович Сидоров - молодой, энергичный, перспективный руководитель, покоривший всех талантом говорить без бумажки, твёрдыми убеждениями и умением отстаивать свою точку зрения.После десяти лет директорской деятельности Валерий Александрович избран в Совет Уфимского района.

На посту директора его сменила Отличник просвещения СССР Валентина Демьяновна Максимова. Благодаря Валерию Александровичу и Валентине Демьяновне осуществились реконструкция и капитальный ремонт старых зданий, спортзала.

В 2005-2006 учебном году директором был Алексей Алексеевич Слепец. А с 2006 года школой руководила Альфия Камаловна Валикарамова, которая в 1978 году, после окончания БГУ, попала сюда по распределению и осталась навсегда, выйдя замуж.

Дмитриевская школа гордится своими ветеранами, они её золотой фонд.

Маргарита Леонидовна Валеева 50 лет жизни она посвятила преподаванию. Отличник просвещения РСФСР, выпускница нашей школы, твёрдо для себя определила, что будет учителем русского языка и литературы. Её ученики начитанны и отличаются широким кругозором. Выпускники Маргариты Леонидовны постоянно к ней приходят, никогда не забывают своего доброго и отзывчивого классного руководителя.

Учитель химии Раиса Ивановна Сучкова – отличник просвещения РФ и лауреат премии Сороса, а также лучший учитель химии в районе. Именно так говорят о Раисе Ивановне её ученики. Они занимают призовые места на районных олимпиадах, поступают на химические факультеты ВУЗов и чувствуют там себя гораздо увереннее городских сверстников.

Галина Петровна Хохлёнкова работала в школе 40 лет. Она первоклассный математик. Её прекрасное знание предмета и эмоциональность в проведении урока позволили ей стать кумиром и для тех, кто не очень силён в этом предмете. Отличник просвещения РФ, лауреат премии Сороса, а также делегат Всесоюзного съезда учителей.

Ещё одним педагогом гордится школа – Валентиной Николаевной Салазановой, учителем географии. Отличник образования РБ, закончила Ярославский пединститут, по направлению приехала в Дмитриевку, здесь же и обосновалась на всю жизнь. И уже сорок лет работает не покладая рук в этой школе. Очень трудолюбивая, ответственная и скромная. Без путешествий не представляет свою жизнь. До сих пор в зимнее время совершает прогулки на лыжах по Дмитриевским окрестностям. И ведь самое интересное, что на уроках Валентины Николаевны учащиеся сидят и слушают рассказы про наш земной шар «раскрыв рты». А всё потому, что Валентина Николаевна очень любит свой предмет и старается донести до каждого ребёнка любовь к своей земле и к родному краю.

Валентина Александровна Топольницкая в Дмитриевской школе с 1982 года, преподаёт русский язык и литературу. Её любят ученики, уважают родители и ценят коллеги. Эта женщина не только выкладывается на все сто во время уроков, но и всегда активно участвует в различных школьных мероприятиях. Свою любовь к песне она передаёт молодому поколению учителей. В своё время хор учителей школы славился не только в нашем районе.

Благодаря учителю биологии и сельхозтруда Татьяне Даниловне Михайловой, её усердию и трудолюбию школа занимает призовые места в Республиканском конкурсе «Зелёный наряд школы». Татьяна Даниловна с любовью облагораживает пришкольный участок, привлекая к этому занятию учеников.

Учителем физики и астрономии долгие годы в школе работал Валерий Константинович Лабуткин. Сейчас он живёт в Украине.

С 1991 года физику преподаёт Фанзиль Минигараевич Нафиков – лауреат международного Гранта Сороса, Лучший учитель России. Ученики отзываются о нём как о добром, немного строгом, но справедливом человеке.

Евгения Фёдоровна Зубарева тоже обладатель Гранта Президента России. Она очень отзывчивая, добрая и всегда старается в учениках раскрыть их творческие способности.

Отличники образования РБ - Альфия Галеевна Андреева, Алия Сагитовна Райманова, Залия Ахметовна Загитова, Гальнур Ягафаровна Акчурина, а также Люция Нуретдиновна Сидорова – лауреат международного Гранта Сороса и обладательница Гранта Президента РФ.

Долгие годы проработали в школе:

Александр Венедиктович Чудинов, ветеран ВОВ, - учитель производственного обучения;

Александр Антонович Команов, учитель труда;

Анастасия Яковлевна Климова, учитель начальных классов;

Александра Тихоновна Горбаченко,учитель начальных классов;

Александра Кузьминична Ефимова, учитель истории;

Екатерина Федосеевна Тарара, учитель начальных классов;

Минидина Минисламовна Шаймиева, учитель начальных классов;

Антонина Ивановна Кузьмина, учитель русского языка и литературы;

Раиса Сергеевна Сазонова, учитель биологии;

Галина Михайловна Самойленко, учитель начальных классов;

Зинаида Васильевна Дьяконова, учитель начальных классов;

Магинур Сагитовна Арасланова, учитель математики;

Раиса Фазлыевна Салихова, учитель математики и физики;

Зайсан Бакирович Усманов, учитель химии;

Фарзана Агзамовна Усманова, учитель русского языка и литературы;

Нина Ивановна Дегтярёва, учитель немецкого языка;

Раиса Георгиевна Анисимова, учитель биологии;

Гильс Миргалеевич Гизатуллин, учитель музыки;

Любовь Михайловна Бельская, учитель овощеводства и биологии;

Надежда Филипповна Хисамова, учитель математики, завуч;

Анна Алексеевна Маковецкая, учитель математики, начальных классов;

Таслима Мутагаровна Кидрасова, учитель английского языка;

Расиля Хазигалеевна Гутина, учитель русского языка и литературы;

Лилия Хамитовна Абдукаева, учитель математики;

Евдокия Петровна Харитонова, учитель начальных классов;

Рифа Александровна Курбангалина, учитель домоводства;

Надежда Александровна Счислёнок, учитель ИЗО, с\х труда;

Явдат Амирович Чанышев, учитель НВП, ОБЖ;

Нурия Мухамедьяновна Кулгарина, учитель русского языка и литературы;

Зифа Мавлетзяновна Валиева, учитель начальных классов.

Учителя следят за успехами каждого своего выпускника, сопереживают неудачам. Ученики навсегда остаются в сердцах своих учителей.

Школа помнит и гордится своими лучшими выпускниками, ведь «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!». В нашей школе тоже есть немало таких выпускников. Они достойно проявили себя в различных областях: сельское хозяйство и медицина, военное дело и предпринимательство, образование и искусство.

Муфазалов Ф.Ф. – главный радиолог РБ, профессор БГМУ;

Гилемханов А.Р. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Привалова В.Б. – заслуженный работник сельского хозяйства;

Смагин С.А. – заслуженный нефтяник РБ;

Сидоров В.В. – полковник внутренних войск в отставке;

Лабуткин О.В. – полковник ФСБ;

Васильев С.К. – советник по экономике в Администрации Президента РФ;

Загидуллин Э.Н. – полковник авиации Забайкальского военного округа;

Кагарманова А.И., Хайретдинова Е.Ф. – кандидаты педагогических наук;

Шестаков А.И. – сосудистый хирург, зав.отделением клиники БГМУ;

Гуссамова Г.Р. – начальник РОО Уфимского района;

Аксёнова З.А. – учитель географии СОШ д. Николаевка;

Краснов А.П. – предприниматель;

Ильина А.А. – главный врач Дмитриевской больницы;

Школа, в которую выпускники возвращаются учителями, никогда не канет в Лету, так как каждое поколение будет передавать потомкам лучшие традиции и знания предков.

В нашей школе работали и продолжают работать много выпускников разных лет:

Харитонова Е.П., Валеева М.Л., Чанышев Я.А., Михайлова Т.А., Гурьянова Н.А., Ахмедьянова И.В., Малышева З.А., Магасумов И.К., Каменев А.Н., Слепец А.А., Кузнецова О.А., Сидорова Э.В., Гайнетдинова А.Х., Магасумова О.А., Гатиятуллина Е.З., Скоблик Н.В., Закирова А.Ф., Бухарова С.В., Мустафина З.Т., Данилюк К.В., Хохлёнкова Ю.Н.

Рассказывать об учителях, которые внесли весомый вклад в развитие Дмитриевской школы, о её воспитанниках можно много. Для учителей и учеников она стала вторым домом – тёплым, уютным. Заботливые и отзывчивые педагоги работают здесь не покладая рук, а внимательные ребята с удовольствием приходят сюда, чтобы получить знания.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому!