Инженерная техника Советской (Российской) Армии. Инженерная техника советской армии Тактико-технические характеристики ПТС

ПТСМ - это плавающий гусеничный транспортер, предназначенный для перевозки людей и грузов в условиях отсутствия дорог, через водные преграды и болота. На практике ПТСМ может везти груз по суше порядка 8 тонн, по воде 10 тонн. Высокие борта и небольшое удельное давление на грунт позволяют перевозить большие и негабаритные грузы, емкости с топливом, автомобили типа УРАЛ и КАМАЗ. Простота исполнения позволяет эффективно использовать вездеходы в жестких климатических условиях, в отсутствии дорог и мостов.

Технические характеристики ПТС-М

Гарантийный срок работы

Ширина колеи

Ширина преодолеваемого рва

Высота преодолеваемой стенки

Минимальный радиус поворота с прицепом

Средний расход топлива на 100 км пути с грузом 5 т

Средний расход топлива на час работы на воде с грузом 10 т

Запас хода по топливу: на суше с грузом 5 т

Запас хода по топливу: на воде с грузом 10 т

Двигатель

Число цилиндров

Расположение цилиндров

V - образное, под углом 600

Мощность

Грузоподъемность на воде и подходах к преграде

Грузоподъемность на суше (на марше)

Скорость движения по грунтовой дороге с грузом 5 т

Скорость движения на суше с грузом 5 т

Скорость движения на воде без груза

Скорость движения на воде с грузом 10 т

Углы подъема и спуска без груза

Углы подъема и спуска с грузом 10 т

Углы крена без груза

Углы крена с грузом 10 т

Углы входа в воду и выхода из воды с грузом 10 т

ПТС-М получены с хранения, с пробегом до 100 км, состояние ходовой части (гусеницы, опорные катки, ведущие и направляющие колеса без износа). Двигатель прошел через моторный цех. Стандартные валы (номинал), новые вкладыши, новая поршневая группа, заменены уплотнения, прокладки и сальники. ТНВД отрегулированы. Двигатель проверен и обкатан на стенде, при запуске «на холодную» давление не менее 10,0 атмосфер. Главная передача и бортовые передачи прошли через агрегатный цех с заменой сальников и уплотнений. Условия гарантии в каждом конкретном случае оговариваются с менеджером и согласовываются директором завода.

Днище ПТС-М усилено металлом 5 мм, технологические люки для доступа к двигателю усилены также металлом 5 мм. Усилены аппарели. По Вашему заказу мы можем оборудовать машину более мощным двигателем (В-401 мощность 415 л.с.) Для обеспечения бесперебойной работы в г. Иркутске и Усть-Куте имеется полный перечень запчастей на ПТС-М, разработаны варианты доставки запчастей в максимально короткие сроки до места ремонта, имеется команда специалистов, осуществляющих ремонт любой сложности.

В кабине при движении может находиться и комфортно располагаться 2 человека, в пассажирском отсеке при движении более 40 человек. При необходимости могут быть установлены привязные ремни безопасности.

В ПТС-М смонтирована новая электропроводка, установлены фары ближнего и дальнего света, фараискатель, звуковой сигнал, задние стоп-сигналы, подсветка номера. Все шланги и патрубки заменены на новые, в системе охлаждения залит тосол, кабина оборудована огнетушителями, ЗИП, установлены новые аккумуляторы. Проведена ревизия тормозной системы, системы охлаждения двигателя. Все масла и фильтры поменяны, узлы смазаны и прошприцованы.

Вездеходы обкатаны на нашем полигоне, имеется ПСМ (паспорт самоходной машины) для постановки на учет в гостехнадзоре, а также паспорт изготовления машины на нашем заводе. Гарантия от 3 месяцев (либо 500 км пробега) до 6 месяцев (либо 1000 км пробега). Для обеспечения гарантийных обязательств у нас всегда в наличии полный перечень запчастей и выездная сервисная бригада.

Цена ПТС-М: по запросу, уточняйте у наших менеджеров стоимость и наличие, отправляйте запросы на электронную почту.

Гусеничный плавающий транспортёр ПТС предназначен для десантной переправы артиллерийских систем, колёсных и гусеничных артиллерийских тягачей, бронетранспортёров и автомобилей при форсировании водных преград.

Совместно с плавающим прицепом на крюке транспортёр ПТС обеспечивает также одновременную десантную переправу артиллерийских систем и их тягачей. По суше плавающий прицеп транспортируется буксировкой на крюке или на грузовой платформе транспортёра.

Со специальным оборудованием транспортёр может использоваться в морских условиях.

Основные части транспортёра ПТС: корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, винтовые движители и рули, специальное оборудование, электрооборудование и средства связи.

Транспортёр делится на три отделения: отделение управления, силовое отделение и грузовое отделение.

Отделение управления находится в кабине транспортёра, расположенной в носовой части корпуса. В нём размещены сиденья механика-водителя (слева) и командира транспортёра (справа), рычаги и педали приводов управления транспортёром, штурвал привода и управления рулями, рычаг привода управления заслонками эжекторов, центральный щиток механика-водителя, распределительный щиток, выключатель аккумуляторных батарей, гирополукомпас с преобразователем, баллон с редуктором воздухопуска, топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, кран выпуска воздуха из системы питания топливом, реле-регулятор, лебёдка, радиостанция, два аппарата переговорного устройства, блок трёхцветной сигнализации и нагнетатель воздуха. Над сиденьем экипажа в крыше кабины имеются два входных люка с крышками.

Силовое отделение расположено в нижней части корпуса (под грузовым отделением). В нём размещены двигатель топливные и масляные баки, маслозакачивающий насос, масляный и водяные радиаторы, воздухоочиститель, подогреватель, распределительная коробка с главным фрикционом и стартёром, коробка передач, планетарные механизмы поворота с тормозами, бортовые передачи, карданные валы, валы привода гребных винтов, большой откачивающий насос, отопитель кабины и пусковое реле стартёра. По днищу силового отделения внутри поперечных балок проходят торсионные валы подвески ходовой части. В днище под сливными пробками узлов и агрегатов силовой установки и силовой передачи имеются лючки с крышками. Для слива воды из транспортёра имеется сливной клапан. Сверху силовое отделение закрыто колеями проезжей части и съёмными капотами и решётками.

Грузовое отделение расположено силовым отделением. В нём размещены две колеи, образующие грузовую платформу для переправляемых грузов. Спереди грузовое отделение ограничено задней стенкой кабины, с боков - бортами корпуса и сзади - откидным бортом. У задней стенки кабины размещены аккумуляторные батареи. Снаружи машины крепятся: волноотбойный щиток, фары, габаритные фонари и буксирный прибор. В кормовой части расположены гребные винты и рули.

Технические характеристики транспортёра ПТС:

Вес:
— траспортёра: 17 т.
— плавающего прицепа: 3,6 т.
Экипаж: 2 чел.
Грузоподъёмность:
— транспортёра на воде и подходах к преграде: 10 т.
— транспортёра на суше (на марше): 5 т.
— плавающего прицепа на воде и подходах к преграде: 5 т.
Размеры, мм.:
— длина транспортёра: 11 426
— ширина транспортёра: 3300
— высота транспортёра: 2650
Клиренс с грузом 5 т.: 400 мм.
Скорость движения, км./час:
— средняя по грунтовой дороге с грузом 5 т.: 25-27
— макс. на суше с грузом 5 т.: 42
— макс. на воде без груза: 11,5
Макс. углы подъёма и спуска, град.:
— без груза: 30
— с грузом 10 т.: 15
Ширина преодоления рва: 2,5 м.
Средний расход топлива, л.:
— на 100 км. пути с грузом 5 т.: 150
— на час работы двигателя на воде с грузом 10 т.: 50
Запас хода по топливу:
— на суше с грузом 5 т.: 380 км.
— на воде с грузом 10 т.: 12 часов

Читайте также:

ПТС — это семейство отечественных гусеничных плавающих транспортеров, предназначенных для переправы через водные преграды различной не плавающей боевой и транспортной техники.

В годы Великой Отечественной войны Красная армия испытывала острую нехватку переправочных средств, особенно самоходных. Поставки по ленд-лизу плавающих автомобилей «Форд» GPA и GMC DUKW смогли удовлетворить лишь малую потребность войск в этом виде техники. Поэтому сразу после окончания войны начались масштабные работы по созданию различных образцов амфибийных машин.

ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ

Одной из таких машин стал плавающий гусеничный транспортер К-61, разработанный в 1948 году в ОКБ инженерных войск с использованием узлов и агрегатов артиллерийского тягача М-2. Серийное производство транспортера К-61 с 1950 по 1958 год осуществлялось на Крюковском вагоностроительном заводе, а с 1958 по 1965 год — на заводе «Строймашина» в Ижевске. Плавающий транспортер имел водонепроницаемый, цельнометаллический корпус несущего типа. Для погрузки и разгрузки переправляемой техники транспортер имел грузоподъемную лебедку, размещенную в носовом отсеке машины, и откидной задний борт с въездными аппарелями. Дизель ЯАЗ-204В мощностью 130 л. с. размещался в средней части корпуса, что обеспечивало машине приемлемые дифференты при движении на плаву с грузом и без груза.

За один рейс транспортер К-61 мог переправить (варианты): восемь раненых на носилках, 40 солдат с полным вооружением, автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-5 — ЗИС-150, ГАЗ-69 с грузом до 5 т, ЗИС-151 (без груза), ЗИЛ-157 (без груза), пушку калибром до 100 мм с расчетом, гаубицу калибром 122-152 мм с расчетом, миномет калибра 160 мм с расчетом. Водяным движителем машины были два винта, расположенные в туннелях в днище корпуса.

ТРАНСПОРТЕР ПТС

В 1961 году на Крюковском вагоностроительном заводе, под руководством Е. Е. Ленциуса, на основе агрегатов артиллерийского тягача АТС-59 и танка Т-54 был разработан транспортер ПТС (плавающий транспортер средний). Его компоновка была аналогична компоновке транспортера К-61, но в отличие от последнего ПТС имел более высокие характеристики по грузоподъемности, подвижности и т. д. ПТС имел герметичную кабину, оборудованную фильтровентиляционной установкой (ФВУ).

За один рейс транспортер мог переправить (варианты): две 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 мм по одной с расчетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, два автомобиля типа УАЗ-469, автомобили от УАЗ-452 до Урал-4320 (без груза). Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входил колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправлялась на прицепе, а тягач в транспортере.

Модернизированный образец ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины. Появился комплект морского оборудования для работы при волнении до трех баллов, радиостанция, приборы ночного видения и т. д.

ОТ ПТС-2 К ПТС-4

В 1973 году на Ворошиловоградском тепловозостроительном заводе был разработан плавающий транспортер ПТС-2. При его создании использовались узлы и агрегаты танка Т-64. На машине установили более мощный многотопливный двигатель В-46-5 мощностью 710 л. с, устройство самоокапывания, аппаратуру для эксплуатации в морских условиях, аппарели в кормовой части корпуса и реверсивную лебедку. Кабина транспортера бронированная, герметичная, оснащена ФВУ и защитой от радиоактивных веществ. В кабине размещается радиостанция и радиометр. Над люком командира машины установлена пулеметная турель.

Усовершенствованный образец ПТС-3, разработанный на том же предприятии, что и ПТС-2, так и остался опытным. Грузоподъемность машины при движении по воде была увеличена с 12 до 16 т, а скорость — с 12 до 15 км/ч. На крыше бронированной кабины была размещена вращающаяся башенка с пулеметом ПКТ. Базой машины служили узлы и агрегаты танка Т-64.

Поскольку после распада СССР производственные мощности по изготовлению плавающих транспортеров остались на Украине (в Луганске), встал вопрос о создании нового образца этой техники на российских предприятиях. В короткие сроки Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в Омске разработало новый плавающий транспортер ПТС-4 с использованием узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. В 2014 году предприятие переименовали в ОАО «Омский завод транспортного машиностроения». Впервые данная машина была показана публике на выставке вооружений и военной техники в Омске в 2007 году. В 2011 году плавающий гусеничный транспортер успешно прошел государственные испытания. Машина принята на снабжение вооруженных сил России и серийно выпускается в Омске.

ОПИСАНИЕ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТЕРА ПТС-4

Плавающий транспортер предназначен для транспортировки личного состава, артиллерийских систем, колесной и гусеничной техники, а также других грузов по воде и зыбкой почве.

Кроме того, «Омсктрансмаш» ведет разработку гражданской версии ПТС-4, которая сможет перевозить людей и грузы в местах стихийных бедствий или служить паромом при отсутствии мостов.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 состоит из водонепроницаемого корпуса с кабиной экипажа и грузовым отделением, в котором имеется откидной задний борт.

Двигатель В-84 мощностью 840 л. с. расположен приблизительно в центральной части корпуса транспортера, что увеличивает его устойчивость на плаву и надежность передачи крутящего момента на водяной и гусеничный движители, равно как и на лебедки. На ПТС-4 разработчики отказались от расположения винтов в туннелях и установили их в специальных направляющих насадках, которые были установлены за кормовой частью машины. При этом за каждым из винтов появился сдвоенный водяной руль. Благодаря наличию этих конструктивных решений удалось повысить маневренность и управляемость ПТС-4 на плаву, особенно при движении транспортера по криволинейным траекториям. При осуществлении поворота на плаву при помощи рулей радиус циркуляции ПТС-4 составляет примерно 80 м, а при повороте в режиме работы винтов в противоходе примерно 20 м. В то время, пока гусеничный транспортер перемещается по суше, винты поднимаются и прижимаются к заднему откидному борту. При осуществлении опускания и подъема заднего борта движительно-рулевой комплекс перемещается вместе с бортом.

Плавающий транспортер ПТС-4 имеет бронированную кабину экипажа, которая оснащена ФВУ. Также машина имеет устройство для самоокапывания. Технически предусмотрена возможность установить на транспортер навесное экранирование ходовой части. В кабине экипажа находятся средства связи, а также оборудование, позволяющее осуществлять вождение машины в ночных условиях и при плохой видимости.

В конструкции ходовой части ПТС-4 используются элементы серийно выпускающихся основных боевых танков: гусеницы и торсионы Т-80, коробка передач и фрикционы Т-72. В качестве вооружения используется дистанционно управляемый крупнокалиберный 12,7-мм пулемет с боекомплектом 400 патронов.

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Плавающий транспортер разгружается и загружается на суше через откинутый задний борт, который оборудован аппарелями. Техника заходит на борт своим ходом. Несамоходная военная техника перемещается при помощи специальной механической лебедки, которая находится в передней части грузовой платформы транспортера. Эта лебедка может применяться также для самовытаскивания ПТС-4 в той ситуации, когда береговой рельеф не позволяет транспортеру выйти на берег (при этом разгрузка машины значительно усложняется и время, необходимое для данной операции, увеличивается). Предусмотрена возможность одновременной переправы тягача и буксируемой им артиллерийской системы, которая в этом случае загружается на плавающий колесный прицеп, который входит в комплект ПТС-4. Маневренность и скорость движения при этом значительно падают (практически на 30 %).

Плавающий транспортер ПТС-4 может не только переправлять боевую технику, личный состав и различные грузы через водные преграды, но и перевозить их в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера. Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды производительностью 800 и 400 л/мин., специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас.

ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

В процессе создания ПТС-4 был осуществлен большой объем НИОКР, которые включали поиск наиболее рациональных и эффективных технических решений, а также их последующую обработку и обкатку. В частности прорабатывались вопросы размеров и формы водоизмещающих корпусов, перебирались разнообразные типы движителей, систем управления транспортером на плаву, водоотливных насосов и тому подобное. Существенное внимание разработчиков было уделено повышению проходимости нового гусеничного транспортера, особенно на этапе входа машины в воду и выхода из воды на сушу. Угол крена удалось увеличить до 25°, а угол преодолеваемого подъема/спуска — до 32°.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТС-4

  • Боевая масса, т: 33,1
  • Экипаж, чел.: 2
  • Грузоподъемность на суше, т: 12
  • Грузоподъемность на воде, т: 18
  • Скорость движения, макс, км/ч:
    по шоссе: 60
    на плаву: 15
  • Запас хода (по топливу)
    по шоссе, км: 587
  • Запас хода (по топливу) на плаву, ч: 10,6

Возможно вам будет интересно:


5:03 / 20.11.16
Еще раз об амфибиях (заключительная глава четвертой части статьи)

В заключительной главе четвёртой части статьи предполагается рассмотреть амфибийные гусеничные машины инженерной и автомобильной техники, стоящей на вооружении советских и российских войск .

Близится 75-я годовщина разгрома немцев под Москвой. В этой связи необходимо отметить, что даже сильнейшие морозы, сковавщие в 1941 году реки, не послужили основанием для отмены потребности форсировать водные преграды вплавь в ходе наступления.

Контрнаступление началось 5-6 декабря 1941 года и проводилось войсками Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Результатом его явилось освобождение 11 тысяч населённых пунктов.

Армии Рокоссовского довелось наступать в район Истры. Немцы взорвали дамбу, и стена ледяной воды сметала всё на своём пути. Сибирякам Белобородова пришлось форсировать переправляться под огнём противника этот поток из воды и глыб льда, используя подручные средства - плоты, ворота и двери заборов, соломенные тюфяки и редкие, в ту пору в войсках, резиновые лодки.

Этот факт истории ещё раз подчёркивает необходимость оснащения войск амфибиями.

Уже в советский период инженерные войска в ряде случаев решали задачи по наведении переправ в тяжелейших условиях. Так в декабре 1979 года пришлось наводить наплавной мост через реку Амударью. Понтонёрам пришлось наводить мост в условиях угрозы огневого воздействия противника, рассчитывая только на свои силы. А течение реки в это время года практически не позволяло наводить переправу. Якоря с понтонов и катера едва удерживали ленту моста, пришлось даже изобрести специальные анкерные якоря.

Учитывая огромный опыт применения инженерных войск, конструкторы советских амфибий, предназначенных для инженерных частей, изначально закладывали возможность преодоления этими машинами всех рек Евразии в любое время года.

Наведение наплавного моста через Амударью в декабре 1979 года / Фото: topwar.ru

Воздействие течения Амударьи на наплавной мост, декабрь 1979 года / Фото: topwar.ru

Первой такой гусеничной амфибией явился плавающий гусеничный транспортёр К-61, разработанный в 1948 году. Амфибию разработали в ОКБ инженерных войск под руководством А.Ф. Кравцова на базе существовавшего в ту пору артиллерийского тягача М-2..


Гусеничный плавающий транспортер К-61 / Фото: pomnivoinu.ru


Гусеничный плавающий транспортёр К-61 предназначался для десантной переправы артиллерийских орудий, колёсных артиллерийских тягачей и стрелковых подразделений. .


Копровый блок установленный на транспортер К-61 (Железнодорожные войска) / Фото: ru.wikipedia.org

Машину приняли на вооружение 16.05.1950 года постановлением Совета Министров СССР № 1952-752. Транспортёр производился Крюковским вагоностроительным заводом (г. Кременчуг, Украина) с 1950 по 1958 годы, а с 1958 по 1965 годы выпуск машины осуществлялся заводом «Строймашина» в г. Ижевске.


Схема общей компоновки К-61 / Изображение: e-libra.ru

Машина имела стальной герметичный водоизмещающий корпус. В центре корпуса разместили тяжёлый двигатель, главный фрикцион (сцепление) и коробку передач. За ней, по направлению к носу корпуса, имелась раздаточная коробка (РК), от которой силовой поток передавался через главную передачу к бортовым передачам и к ведущим колёсам. От РК силовой поток передавался на лебёдку и на водоходный движитель, представленный двумя гребными винтами, расположенными в туннелях кормы корпуса. Задний борт корпуса – откидной с аппарелями. В носовой части корпуса применён волноотражающий щит.


Машина оснащена двухтактным форсированным дизельным двигателем ЯАЗ-204В мощностью в 130 л.с., установленным в средней части корпуса. В носовой части имеется лебёдка с тяговым усилием в 4,5 т, оснащённая тросом длиной 50 м.


Двигатель ЯАЗ-204М / Фото: pk-epr.ru

Как указано выше, на амфибии в качестве водоходного движителя применили два стальных трёхлопастных гребных винта правого вращения диаметром 600 мм, расположенных каждый в своём гидродинамическом туннеле. Конструкция таких движителей уже рассмотрена нами во второй части этой статьи. Сразу за винтами размещены перовые рули, связанные механическим приводом со штурвалом, размещённым в кабине управления. Диаметр циркуляции на воде при применении рулей составляет примерно 30 метров, а при работе винтов «враздрай» транспортёр разворачивается на месте без поступательного движения.


Винто-рулевая группа К-61 / Фото: kpopov.ru

Система водооткачки представлена двумя лопастными водооткачивающими насосами производительностью по 400 л/мин, имеющими привод от РК. Водозаборники насосов размещены: одного – в задней части корпуса, второго – в средней части. При остановке двигателя применяется ручная помпа. Запас плавучести с полной нагрузкой – 10%.



Вывод: плавающий транспортёр К-61 способен преодолевать все равнинные реки Евразии круглогодично, полугорные реки – только после спада половодья.

Дальнейшее развитие плавающие транспортёры получили в разработке плавающих гусеничных транспортёров советского периода – ПТС в 1961 году, ПТС-М в 1965 году, ПТС-2 – 1973 г и ПТС-3 – 1988 г. Закончился советский период разработкой ПТС-4, машина не была принята на вооружение в связи с распадом СССР.

Предлагается рассмотреть особенности каждого из этих транспортёров.


Плавающий транспортёр ПТС / Фото: zonwar.ru


Плавающий транспортёр ПТС разрабатывался на базе агрегатов и узлов артиллерийского тягача среднего АТС-59 и танка Т-54 на Крюковском вагоностроительном заводе под руководством главного конструктора Е.Е. Ленциуса в 1961году. Машина производилась Луганским тепловозостроительным заводом.. Общая компоновка машины была аналогична компоновке К-61.


Применение на машине более мощного двигателя В-54П (350 л.с.) позволило существенно увеличить водоизмещение стального герметичного корпуса и повысить скорость движения по воде до 11 км/ч.


Двигатель В-54 в МТО транспортёра, вид сверху / Фото: dic.academic.ru

Запас плавучести амфибии с полной нагрузкой составил 30%. . Транспортёр может применяться в морских десантных операциях. Для этих целей на нём установили гирополукомпас. Корпус оснастили герметичной не бронированной кабиной управления, но уже оборудованной ФВУ и отопителем. В качестве дополнительного морского оборудования применили удлинители выхлопа, защиту остекления, герметизированный тент и два мощных водооткачивающих насоса, имеющих производительность, соответственно, в 400 и 800 л/мин. Запас плавучести позволяет применять амфибию при волнении до 4-5 баллов. Лебёдка способна обеспечить самовытаскивание машины при преодолении крутых подъёмов берега. На машине в качестве дополнительного оборудования к фарам применили прожектор «Луна» с дальностью луча до 800 м. Машина оснащается прибором ночного видения ПНВ-57Т. На амфибии установили радиостанцию Р-113 или Р-123 (танковую).

Для одновременной переправы артиллерийской системы и артиллерийского тягача за ПТС можно было прицепить прицеп колёсный плавающий (ПКП) грузоподъёмностью в 5 тонн. На каждом борту прицепа прицеплялись дополнительные поплавки. Прицепами оснащались части из расчёта 1 прицеп на 2 транспортёра ПТС затем пришедшего ему на смену ПТС-2 . При буксировке прицепа по воде скорость снижается примерно на 25%.


Прицеп колёсный плавающий / Фото: upload.wikimedia.org

Перемещение машины на воде осуществлялось за счёт водоходного движителя, который включался при неотключаемых гусеницах, что особенно помогало при движении машины по мелководью и при выходе на берег.

Водоходный движитель остался типа гребной винт, подобный как на К-61, но только большей производительности. Винт имел три лопасти, диаметр винта составлял 650 мм. Перовые рули для поворота на воде остались сразу за гребными винтами, привод их остался механическим от штурвала. Для откачки воды из корпуса смонтировали два центробежных насоса производительностью: малый – 400 л/мин, большой – 4000 л/мин. .

Эксплуатация машины показала, что управляемость на воде была недостаточной.. Это объясняется тем, что при больших оборотах винтов повернуть рули механическим штурвалом (без усилителя) было почти невозможно из-за большого скоростного напора выбрасываемой винтом струи. А при сбросе оборотов, из-за большой массы, амфибия становилась неуправляемой. Оставалось управление винтами, пуская их враздрай, но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало огромных навыков. Диаметр циркуляции на воде составлял около 90 метров.

В 1965 году под руководством Е.Е. Ленциуса была разработана на базе ПТС амфибия ПТС-М.


Амфибия ПТС-М / Фото: ru.wikipedia.org

Амфибия отличалась от ПТС установкой в кабине ФВУ с дизельным подогревателем воздуха, применили трубчатый каркас с герметично закрывающимся тентом. Кузов под тентом обогревался подогревателем воздуха (топливо для обогревателя было дизельным).


Плавающий транспортер ПТС-М ПАО «Лугансктепловоз» / Фото: io.ua


Подогреватели были очень важны, особенно при плавании по морю, так как способствовали таянию намораживаемого льда.


Грузовая платформа была увеличена с 18,5 кв.м до 20,54 кв.м. В кузове разместили комплект санитарного оборудования – 12 носилок. На машине применили новую радиостанцию..

Производство машин было развёрнуто на предприятии «Лугансктепловоз».

Тактико-технические характеристики

Наименование ПТС ПТС-М
Классификация плавающий плавающий
Боевая масса, т
17,0
17,8
Грузоподъёмность на плаву, т
10
10
Год разработки 1961 1965
Длина корпуса, мм
11425
11425
Ширина корпуса, мм 3300 3300
Высота, мм
2650
2650
Колея, мм
2800
2800
Клиренс, мм
400
400
Тип двигателя
В-54П
В-54П
Мощность двигателя, л.с.
350
350
Скорость по шоссе, км/ч 42 42
Скорость на плаву, км/ч
11,2*
10,6*
Допустимая скорость течения реки, м/с
3*
3*

(шестидесятые-семидесятые годы)

Плавающий транспортер ПТС

Плавающий транспортер ПТС предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств. Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач в транспортере.

Транспортер может также использоваться для перевозок личного состава и грузов по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн (при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5 тонн.

Транспортер может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления кабины, герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса обеспечивает мореходность до 4-5 баллов.

За один рейс транспортер может переправить (варианты): 2 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 по одной с расчетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза).

Кабина двухместная герметичная, оборудована отопителем и воздухонагнетателем с фильтром, что позволяет экипажу работать без противогазов

Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Открывание и закрывание заднего борта осуществляется с помощью двух ручных минилебедок. А вот аппарели приходится откидывать и поднимать вручную.
Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов лебедкой транспортера, приводимой в действие базовым двигателем.

Предшественником ПТС был гусеничный транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2. Модернизация ПТС - ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины.

Тактико-технические характеристики ПТС.

Экипаж........................................................................................... 2. чел.
Грузоподъемность на суше (при длительном движении)....... 5 тонн
Грузоподъемность на воде............................................................ 10 тонн
Ширина колеи................................................................................ 2.8 м.
Клиренс.......................................................................................... 04. м.
Удельное давление на грунт (без груза).................................... 0.35 кг/кв.см.
Максимальная скорость движения на суше............................... 42 км/час
Средняя скорость движения на суше с грузом 5 тонн............. 25-27 км/час
Максимальная скорость на воде (без груза)............................... 11.2 км/час
Максимальная скорость на воде (с грузом 10т.)......................... 10.8 км/час
Средняя скорость на воде (с грузом 10т. и грузом на прицепе 5т) 8.9 км/час
Максимальный угол подъема (без груза)....................................... 30 градусов
Максимальный угол подъема (с грузом 10 т.).............................. 15 градусов
Максимальный угол выхода из воды и входа в воду.................... 18 градусов
Максимальный угол крена (без груза)........................................... 20 градусов
Максимальный угол крена (с грузом 10 т.)..................................... 12 градусов
Преодолеваемый ров..................................................................... 2.5 м.
Преодолеваемая вертикальная стенка......................................... 0.65м.
Минимальный радиус поворота (с прицепом).......................... 10 м.
Запас хода по топливу на суше (с грузом 5 т.)............................ 360 км.
Запас хода по топливу на воде (с грузом 10 т. на макс. обор.).... 12 часов
Емкость топливных баков............................................................... 705 литров
Двигатель......................................................................................... дизельный четырехтактный В-2 с жидкостным охлаждением
Мощность двигателя...................................................................... 350 л.с. (256 квт.)
Водооткачивающие насосы:

Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов. Винты могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки 3 м/сек. Благодаря крайне низкому удельному давлению на грунт машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов.

ПТС состояли на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии - 1 взвод (9 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа - 2 роты (36 машин).

Плавающий прицеп ПКП.

Характеристики:
-грузоподъемность – 5 т. (артсистемы калибра до 152 мм. включительно);
- масса – 3,6 т;
- время загрузки артсистемы на прицеп – 8 мин;
- время разгрузки – 5 мин.
Габаритные размеры:
- длина с прицепным устройством – 10300 мм;
- высота по палубе – 1980 мм;
- высота по поднятым поплавкам – 2200;
- ширина по корпусу с поднятыми поплавками – 2870 мм;
- ширина по корпусу с откинутыми поплавками – 4030 мм.

Для загрузки артсистемы на прицеп он наклонялся назад, артсистема закатывалась на прицеп с помощью лебедки ПТС. Прицепы ПКП поставлялись в подразделения ГПТ из расчета на половину машин подразделения.

От автора. С прицепом ПТС на воде становился совершенно неуправляемым. Удовлетворительно такая связка могла действовать только на стоячей воде (в озерах, прудах). Поэтому ими никогда не пользовались.

Источники

1.Руководство по мат. части и эксплуатации гусеничного плавающего транспортера ПТС Военное издательство. Москва. 1967г..
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. В.Г.Редькин. Плавающие колесные и гусеничные машины. Военное издательство. Москва. 1966г.
4.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва.1984г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва.1966г.
6. Инженерная разведка. Военное издательство. Москва.1983г.