Кроссовер или универсал повышенной проходимости. Кроссовер или универсал, сравнение

Приобретая автомобили, мы неизменно выбираем качественные и универсальные авто, которые одновременно сочетают динамичность, простоту использования и имеют привлекательный внешний вид. Среди таких утилитарных автомобилей неизменно выделяются кроссоверы и универсалы, которые используются в качестве авто для всей семьи. Поговорим поподробнее о минусах и недостатках кроссоверов и универсалов, что должно упростить вам выбор.

Автомобили, относящиеся к классу кроссоверов и универсалов, имеют множество сходств, но при этом существенно отличаются друг от друга. Первые универсалы появились еще в середине прошлого века и представляли собой модернизированный седан, который получил увеличенное багажное отделение. Кроссоверы - это относительно молодой класс автомобилей, который появился в середине девяностых годов прошлого века и сегодня пользуется популярностью у покупателей.

Кроссовер - это городские внедорожники, которые сочетают преимущества легковых автомобилей и полноценных джипов. Такая машина одинаково хороша на легком бездорожье и в плотном городском трафике. Необходимо понимать, что с серьезным бездорожьем такой автомобиль не справиться, соответственно приходится рассчитывать свои силы. В зависимости от своей компоновки кроссовер может оснащаться полным или передним приводом. Причём за счёт высокого клиренса проходимость таких автомобилей не страдает, даже при наличии у него лишь одной ведущей оси.



Универсалы в отличие от кроссоверов не могут похвастаться великолепной проходимостью. Большинство моделей этого класса не оснащаются системой полного привода, а дорожный просвет у них идентичен легковым автомобилям. Фактически, это некая комбинация хэтчбека и седана, при этом такой автомобиль отличается универсальностью использования, что объясняется увеличенным багажным отделением.

Если кроссоверы пользуются популярностью у молодых покупателей и людей, которые предпочитают активный образ жизни, то универсал станет отличным выбором для семейного человека, который во главу угла ставит практичность и простоту использования транспортного средства. Немаловажную роль в популярности автомобилей этого класса сыграла также и доступная стоимость универсалов. Разработка таких автомобилей не представляет сложности, а сами машины выпускают на базе седанов, с лёгкостью увеличивая их багажный отсек и оснащая автомобили дополнительной пятой дверью. В итоге стоимость таких машин несколько ниже, нежели у кроссоверов схожих по своим характеристикам.



Популярность этого класса автомобилей объясняется его многочисленными преимуществами и универсальностью в использовании. В настоящее время в продаже можно найти, как недорогие компактные городские кроссоверы, так и модели премиум-уровня от ведущих производителей, которые оснащены по последнему слову техники, и при этом такие автомобили имеют соответствующий уровень стоимости.

Высокая посадка кроссовера обеспечивает великолепную обзорность, это упрощает управление автомобилем, предоставляя водителю большую видимость и практически избавляя от возможных мертвых зон при обзоре, что делает управление автомобилем еще более безопасным и комфортным.

В силу особенностей своей конструкции автомобили этого класса обеспечивают водителю и пассажирам лучшую безопасность, нежели легковые автомобили. Поэтому при авариях травмы у пассажиров автомобиля не столь серьезны, как при аналогичных соударениях на легковых автомобилях. Не стоит удивляться тому, что кроссоверы получают лучшие оценки за безопасность, что во многом объясняется особенностями их конструкции.

Большинство моделей кроссоверов могут похвастаться вместительным салоном и багажником. Отдельные модели таких автомобилей располагают тремя рядами сидений, что позволяет с легкостью перевозить до семи пассажиров с их багажом. Подобными возможностями не сможет похвастаться ни один универсал. Современные кроссоверы могут с легкостью стать автомобилем для всей семьи, ни в чём не уступая по удобству использования классическим универсалам и минивенам.

Высокий дорожный просвет позволяет несколько улучшить показатели проходимости такого автомобиля. Конечно, с серьёзным бездорожьем он не справится, но на проселочной дороге или же на заснеженной трассе вы будете чувствовать себя всегда уверенно и спокойно, и с легкостью проедете там, куда выбраться на легковом седане или универсале вы бы не решились.

Изначально кроссоверы оснащались мощными многолитровыми двигателями, что приводило к существенному увеличению расхода топлива, однако сегодня многие такие автомобили получили экономичные дизельные двигатели, что позволяет обеспечить расход топлива на уровне небольших городских с седанов и хэтчбеков, что существенно сокращает затраты автовладельцев.



Универсалы - это функциональные автомобили, которые по показателям вместимости ничем не уступают кроссоверам и внедорожникам. Такие автомобили имеют просторный салон, а объём багажного отделения может составить 600-700 литров, при этом имеется возможность увеличения полезного объема багажника за счет складывания заднего ряда сидений.

Низкий центр тяжести, который имеют автомобили данного класса, положительно сказываясь на управляемости и динамике автомобиля. Такая машина отлично управляется и по данному показателю ничем не отличается от легковых седанов и хэтчбеков. Если первые универсалы оснащались слабенькими двигателями, то сегодня можно найти мощные модели, которые отличаются не только функциональностью в использовании, но и способны подарить яркие эмоции поклонникам скоростного пилотажа. Это по-настоящему мощные автомобили, которые при этом благодаря использованию современных технологий отличаются великолепной топливной экономичностью.

Также отметим доступную стоимость автомобилей данного класса. Объясняется подобное за счёт простоты разработки универсалов, поэтому такие модели предлагаются покупателям по ценам на 5-10% дороже, нежели базовые седаны и хэтчбеки. В плане цены универсалы куда более привлекательные авто, в сравнении с классическими кроссоверами.

Единственное, в чём проигрывают универсалы кроссоверам - так это в показателях проходимости. Большинство моделей универсалов оснащаются передним или задним приводом, при этом стандартный дорожный просвет не позволяет такому автомобилю справляться даже с легким бездорожьем, не говоря уже о разбитых заснеженных дорогах. Лишь редкие модели оснащаются пневмоподвеской, позволяющей поднимать и опускать кузов в зависимости от состояния дорожного полотна.



Подведем итоги

Каждый из таких автомобилей имеет свои определенные преимущества и недостатки. За кроссовер говорит его статусность и отличная проходимость с удобством использования автомобиля в городе. Универсалы могут похвастаться доступным уровнем цен, а также простотой эксплуатации такого автомобиля.

Легковые универсалы в России не в большом почете. Нашим покупателям больше подавай седаны, хэтчи, кроссоверы и внедорожники. Но у некоторых "сараев" все же есть шанс зацепиться на нашем рынке. Это очень узкий и немногочисленный сегмент универсалов, так сказать, слегка повышенной проходимости.

Строят их, как правило, на основе обычных универсалов, но увеличивают им клиренс за счет модернизации подвески, на кузов и днище прикручивают защитные элементы, ставят колеса побольше и чуть "зубастее", непременно оснащают полным приводом - и готово. Не кроссовер или внедорожник, конечно, но уже и не прежняя легковая "пузотерка", которая кланяется каждой кочке. Причем у некоторых таких "сараев" клиренс получается на зависть некоторым внедорожникам. Например, у того же нового вседорожного универсала Volvo V90 Cross Country днище и землю разделяют аж 210 мм!

Но про V90 Cross Country мы уже недавно . А в этот раз пройдемся по таким же моделям других компаний.

Audi A4/A6 allroad quattro

Год выпуска: с 2016/с 2014

У Audi таких "приподнятых" универсалов нашлось сразу два, младший из них - A4 allroad quattro (верхнее фото). Его первое поколение показали в 2009 году, а нынешнее - в этого года. Отличия от обычного универсала А4 Avant - защитный обвес кузова с расширенными колесными арками, увеличенный до 175 мм клиренс и, конечно, фирменный постоянный полный привод с межосевым "самоблоком" Torsen. Расщедрились и на адаптивную подвеску. И целую россыпь агрегатов: на выбор - два дизеля на 150, 163, 190, 218 или 272 л.с., бензиновый турбомотор в 252 л.с., "робот" или классический автомат...

И A4 allroad quattro, и A6 allroad quattro (на фото) сегодня продаются в России, но моторы у обоих - только бензиновые. За первого просят от 2 739 000, за второго - 3 795 000 рублей.

Но флагман - это, конечно, A6 allroad quattro, впечатлявший еще в момент своего дебюта в 1999 году. Пневмоподвеска увеличивала клиренс до 208 мм, а полный привод, бензиновый 250-сильный битурбомотор, 180-сильный дизель и даже бензиновый V8 в 300 л.с. позволяли "зажигать" и на асфальте, и вне его. Была даже пониженная передача в раздатке! Нынешний A6 allroad quattro от 2014 года поскромнее. Пневмоподвеска есть, но клиренс - максимум 185 мм, и "понижайки" уже давно нет. Зато осталось много моторов на выбор: 3-литровый дизель выдает 190, 218, 272 или 320 л.с., а 3-литровый бензиновый агрегат развивает 333 л.с.

Mercedes-Benz E-Class All-Terrain

Год выпуска: с 2016

В Mercedes-Benz долго смотрели на конкурентов, прежде чем решиться завести себе такую нехарактерную модель. И своим вседорожным "сараем" компания разродилась только в этом году: новейшую полноприводную модель All-Terrain представили на Парижском автосалоне в сентябре. В ее основе - универсал E-Class Estate, тоже нового поколения, а сама версия All-Terrain станет переходным звеном от него до кроссовера GLE. Как узнать на улице? Новые бамперы с накладками, решетка радиатора, массивный обвес кузова из черного пластика, оригинальные колесные диски на 19 или 20 дюймов - все это выдает машину с головой.

Mercedes-Benz All-Terrain может появиться в России уже весной. Правда, пока нет ни цен, ни четкой информации о том, какие будут моторы. Обычные же универсалы будут продавать только с бензиновыми движками.

Плюс увеличенный клиренс, само собой. По сравнению с обычным универсалом E-Class, у All-Terrain дорожный просвет больше на 29 мм (15 мм дали настройки подвески, а еще 14 мм - более высокий профиль покрышек). При этом в базовом оснащении уже есть пневмоподвеска Air Body Control, которая может изменять клиренс от 121 мм до максимальных 156 мм во внедорожном режиме All-Terrain. Двигатели - 2-литровый дизель отдачей в 194 л.с. и 400 Нм, работающий в паре с 9-ступенчатым автоматом и обеспечивающий разгон до "сотни" за 8 секунд. Плюс 3-литровый V6 на тяжелом топливе, выдающий 258 л.с. и сочетающийся с той же коробкой. Позже ожидаются и бензиновые двигатели.

Opel Insignia Country Tourer

Год выпуска: с 2013

Представляя в 2013 году вседорожный универсал Insignia Country Tourer, опелевцы заявили, что конкурировать он будет не абы с кем, а с Audi A6 Allroad! Чтобы влезть в узкую нишу таких машин, "Инсигнии" увеличили клиренс (правда, всего на 20 мм - до 175 мм), заковали в защитный пластиковый обвес… Но в остальном Country Tourer остался обычной Insignia с шильдиком 4x4.

Insignia Country Tourer успела добраться до России до кризиса, но продавалась недолго и покинула наш рынок вместе с Opel. На подходе - новое поколение, но мы его вряд ли увидим.

В моторную гамму полноприводной версии сегодня входят 2-литровый бензиновый турбомотор в 250 л.с. и 170-сильный турбодизель того же объема. Причем интересно, что оба мотора могут сочетаться как с 6-ступенчатой "механикой", так и с автоматом! Но замах на Audi, конечно, выглядит слишком оптимистичным. Та же А6 ощутимо больше Insignia (относится к сегменту Е, а не к сегменту D), комплектуется более мощными моторами и стоит гораздо дороже (а значит - богаче оснащена). В реальности главным конкурентом новинки выглядит Alltrack - аналогичная по концепции версия универсала VW Passat. До которого мы еще доберемся.

Skoda Octavia Scout

Год выпуска: с 2014

Свой "высокий" универсал по имени Scout появился у Skoda в 2006 году во втором поколении модели Octavia. Клиренс, по сравнению с обычным моноприводным "сараем", был увеличен на 40 мм, в приводе заднего моста стояла муфта Haldex, кузов защищали пластиковые накладки…

Российским покупателям Skoda Octavia Scout дизели, увы, "зажали": у нас этот универсал продается только с бензиновым турбомотором и стоит от 1 854 000 рублей.

Нынешнего "Скаута" компания представила в 2014 году, и подходы к его созданию не изменились. За счет иной подвески клиренс увеличен до 171 мм, установлены более высокопрофильные 17-дюймовые покрышки, а задний мост при пробуксовке передних колес подключает все тот же Haldex, только уже пятого поколения. На выбор - бензиновый турбомотор 1,8 TSI в 180 л.с. в паре с 6-ступенчатым "роботом", два дизеля (1,6 л и 110 л.с. или 2 л и 150 л.с.) с МКПП и топовый дизель на 184 л.с. в связке с коробкой DSG.

Год выпуска: с 2015

Кто в нашем обзоре реально "собаку съел" на полноприводных универсалах повышенной проходимости - так это Subaru! Ведь первый такой "сарай" появился у компании еще в 1994 году: знаменитая внедорожная версия Outback впервые была сделана на базе универсала Legaсy и со временем выделилась в отдельную модель.

Дизельные Subaru Outback до нашего рынка так и не добрались, но все бензиновые варианты у нас продаются. Оба - с вариатором и системой полного привода АСТ с муфтой в приводе заднего моста. От 2 399 000 рублей попросят за мотор 2,5 л, а флагманский V6 тянет аж на 3 399 900 рублей.

Нынешнее поколение "Аутбека" выпускают с 2014 года. И под легковым кузовом - клиренс в более чем серьезные 213 мм, не постыдные не то, что для кроссовера, но даже и для внедорожника! И, несмотря на немалые свесы кузова, Outback очень прилично

Эти автомобили нельзя называть полноценными кроссоверами, но и от классических универсалов они отличаются. Потому было придумано специальное обозначение, характеризующее авто как универсальны повышенной проходимости.

В техническом плане инженеры доработали настройку педали тормоза, внесли корректировки в вариатор, электроусилитель рулевого колеса и подвеску. Теперь машина ощущается более комфортной и мягкой.

Это уже пятое поколение модели Outback в истории компании Субару. Последний представитель модельного ряда характеризуется солидной и выразительной внешностью, за которой удалось сохранить традиционные для универсала черты.

В своём походном состоянии Outback в исполнении компании Субару получил внушительный дорожный просвет, равный 213 мм.

Основными преимуществами машины считается высокое качество сборки, эргономика, комфорт и удобство. Автомобиль лишён каких-то изысков и чрезмерной декоративности. Субару понимает, для чего нужна такая машина и в каких условиях Outback может эксплуатироваться.

Не обошли конструкторы Субару вниманием и вопрос грузоперевозок, обеспечив 527 литров пространства в багажном отсеке. Они могут несколькими движениями превратиться в 1801 литр, стоит только опустить задний ряд кресел.

Базовым считается 2,5-литровый мотор мощностью 175 лошадиных сил, не обеспечивающий превосходную динамику, но позволяющий в среднем расходовать около 7,7 литров топлива. Но куда интереснее выглядит второй мотор на 260 лошадок при объёме 3,6 литра. Его средний расход возрастает сразу до 10 литров в смешанном цикле и до 14 литров на 100 километров в городе.

A4 Allroad

Ещё один автомобиль, который не покидает рейтинг лучших универсалов практически с момента появления этого сегмента. Разработка от компании Ауди относится к категории полноприводных универсалов, имеющих отличную проходимость в разных условиях эксплуатации.

В данной ситуации речь идёт уже о 5 поколении А4, который выполнен в модификации Allroad Quattro. Если сравнивать со стандартной моделью, то здесь машина получила более презентабельный и мощный дизайн, что удалось достичь за счёт пластикового обвеса, широких колёсных арок и самих высокопрофильных покрышек.

Универсал подняли сразу на 20 миллиметров по сравнению с простой версией А4, но это всё равно дало лишь 160 миллиметров дорожного просвета. Не самый высокий показатель среди всех автомобилей, попавших в топ.

Никаких нареканий на эргономику, качество отделки и внешний вид салона нет. Это Audi, а потому тут изначально всё на высоком уровне.

В штатном положении заднего ряда багажный отсек приподнятого универсала способен вмещать до 505 литров груза. Но если опустить сиденья, объём возрастает до внушительных 1510 литров.

Для разных рынков Ауди предлагает различные силовые агрегаты, доступные под капотом их внедорожной версии универсала Ауди А4. Для России подготовили бензиновый 2,0 литровый агрегат с турбиной и мощностью в солидные 252 лошадиные силы.

В Европе актуальными являются дизельные четырёхцилиндровые моторы с турбиной объёмом от 2 до 3 литров. Они способны выдавать от 163 до 272 лошадиных сил.

Для России актуальная стоимость универсала повышенной проходимости от Ауди в лице А4 Allroad составляет 2,7 миллиона рублей. При этом Allroad идёт изначально в очень богатой комплектации, потому претензий к дефициту оборудования и опций быть не должно.

Когда речь заходит про лучшие полноприводные универсалы, то очень часто в первую очередь звучат названия разработок компании Volvo. Одной из них является модель V90 с приставкой Cross Country, которая имеет не только полный привод, но и целый ряд других отличительных особенностей.

Сами шведские разработчики утверждают, что их V90 в версии универсала с повышенной проходимости создавался для эксплуатации в самых тяжёлых условиях. Справиться с такими испытаниями автомобиль сможет за счёт полного привода, большого дорожного просвета, адаптированной подвески, электронных помощников и отличных технических характеристик.

Внешне Кросс Кантри практически полностью повторяет гражданскую версию универсала V90. Но сюда добавили пластиковый обвес, подняли кузов относительно уровня земли до 210 миллиметров, а также добавили штатные диски внушительного размера вместе с внедорожной резиной.

Внутреннее пространство также копирует стандартный универсал. А потому здесь стоит ожидать только самые высококачественные материалы, идеальную подгонку элементов интерьера, превосходную эргономику и .

Даже если спинки заднего дивана находятся в поднятом состоянии, V90 Cross Country с лёгкостью готов принять на борт 913 килограмм груза. Если же спинки опустить, багажное пространство увеличивается до 1526 литров.

Их технического оснащения стоит отметить пару бензиновых моторов на 254 и 320 лошадиных сил, а также линейку дизельных силовых агрегатов с системой битурбо и мощностью в диапазоне от 190 до 235 лошадиных сил. И это при объёме все 2,0 литра.

Но приобрести V90 Cross Country по цене менее чем 3,2 миллиона рублей не получится. Топовые комплектации обойдутся со старта в 4 миллиона.

A6 Quattro

У компании Ауди есть в арсенале ещё один представитель сегмента УПП. В 2019 году А6 Allroad объективно заслуживает места в рейтинге, где собраны лучшие полноприводные универсалы с повышенной проходимостью.

На российском рынке эта модель впервые была представлена в 2012 году. Вскоре автомобиль сменил поколение, а также вышла рестайлинговая версия.

Внедорожный универсал получил отличительные характеристики в виде увеличенного дорожного просвета, пластикового обвеса, новой радиаторной решётки и видоизменённого переднего бампера. Не забыли конструкторы и о защите бампера и двигателя повышенной прочности.

Уровень комфорта и внутреннего оснащения здесь запредельный. Хотя ничего удивительного, ведь А6 Allroad Quattro полностью повторяет внутреннее убранство гражданской версии седана А6 и универсалаA6 Avant.

В стандартном положении задних кресел багажник вмещает до 565 литров груза. При складывании спинок заднего дивана багажное пространство моментально увеличивается до 1680 литров.

До рестайлинга автомобиль шёл лишь с 2 типами силовых агрегатов. Это был дизельный и бензиновый мотор, которые выдавали по 245 и 310 лошадиных сил соответственно.

После рестайлинга количество двигателей не поменялось. Дизель остался точно таким же, а бензиновую версию доработали. В итоге она стала выдавать полные 333 лошадиные силы. Вместе с 7-ступенчатой роботизированной коробкой Ауди удалось добиться превосходных динамических показателей.

Отличительной особенностью Ауди А6 Allroad Quattro является наличие адаптивной пневматической подвески, где можно регулировать дорожный просвет в диапазоне от 135 до 185 миллиметров.

Интереснейший универсал из категории автомобилей повышенной проходимости, разработанный компанией Volkswagen.

Вседорожная версия построена на базе классического седана и универсала Пассат. Последнее на текущий момент поколение показали в рамках Женевского автосалона в 2015 году. После был лишь незначительный ресталийнг, слегка затронувший внешний вид, а также внёсший небольшие изменения в технические характеристики.

В основе Alltrack лежит 8 поколение Passat. Машина практически полностью повторяет внешний вид собрата, но имеет отличительные черты в виде увеличенного дорожного просвета, защитного обвеса, более крупных колёс и дисков, идущих в базовой комплектации. Клиренс немного не дотянул до отметки в 173 миллиметра.

Внутри легко узнаётся стандартный Пассат 8 поколения. Интерьер выполнен строго, лаконично, с преобладающими прямыми линиями и образцовой эргономикой. Буквально каждая кнопочка нашла своё идеальное место.

Традиционно Фольксваген предлагает одни из самых больших багажников. Alltrack на основе Passat в стандартном походном состоянии вмещает в багажный отсек 650 литров груза. Опустив спинку заднего ряда, получается уже пространство на 1780 литров. Длина самой погрузочной площадки чуть более 2 метров.

Для Пассата в виде универсала повышенной проходимости предлагается сразу 5 различных силовых агрегатов. 2 из них работают на бензине, представляют семейство TSI и выдают 150 и 220 лошадиных сил при объёме всего 1,4 и 2,0 литра соответственно.

Дизельные версии варьируются в диапазоне от 150 до 240 лошадиных сил.

Exiga Crossover 7

Название автомобиля вас не должно обманывать. Это не кроссовер, а самый настоящий универсал повышенной проходимости. Автором такого проекта выступает компания Субару.

Официальная презентация новинки состоялась ещё в 2015 году, но до сих пор до многих рынков машина дойти не успела. Автомобиль обладает привлекательной внешностью со всеми характерными чертами своего класса. Это окантовка из неокрашенного пластика по периметру, внедорожные бампера, достаточно солидный дорожный просвет и пр.

Построен автомобиль на базе модели Exiga. Как и Exiga, Crossover 7 сохранил 7-местую модификацию салона. При этом со стандартных 150 до 170 миллиметров.

Компоновка салона выполнена по принципу амфитеатра, то есть каждый последующий раз расположен выше предыдущего. Это обеспечивает превосходный обзор даже с галёрки. При этом чувство дискомфорта для пассажиров последнего ряда нехарактерно. Пространства здесь более чем достаточно.

Автомобиль комплектуется двигателем объёмом 2,5 литра, способным выдавать 173 лошадиные силы. Это атмосферный четырёхцилиндровый мотор с достойными показателями экономичности. В смешанном цикле производитель обещает расход всего в 7,7 литров на 100 километров.

И снова представитель компании Volvo. Но уже более скромных размеров, нежели V90.

V60 Cross Country относится к среднеразмерным полноприводным универсалам повышенной проходимости премиум класса. Это подтверждается не только высокой стоимостью, но и соответствующим качеством сборки, техническими характеристиками и используемыми материалами.

Второе поколение V60 Cross Country, построенное на базе гражданской версии V60, презентовали в конце осени 2018 года. Причём презентация проводилась в режиме онлайн. Автомобиль получил такие же новшества, как и стандартная версия. Но дополнилась характерными компонентами для универсала повышенной проходимости. Или вседорожника.

Новое поколение модели отличается внушительным клиренсом. Здесь дорожный просвет вырос до 210 миллиметров. Помимо пластикового обвеса, крупных колёсных арок и соответствующих покрышек, никаких существенных изменений для Cross Country предусмотрено не было.

В стандартном положении багажный отсек вмещает 529 литров. Но превращается в погрузочную площадку на 1441 литр, стоит только опустить задний ряд.

В техническом плане всё тоже на высоком уровне, что вполне характерно для Volvo. В подкапотном пространстве для V60 Cross Country универсал 2019 модельного года комплектуется на выбор одним из двух моторов с 4 цилиндрами объёмом 2,0 литра. Это двигатели на 190 и 250 лошадиных сил. Первый мотор дизельный, А второй бензиновый. Оба оснащаются турбонагнетателем.

Универсал повышенной проходимости от Volvo характеризуется крайне скромными показателями потребления топлива. Дизель в среднем расходует 6,6 литров, а бензиновой версии на 100 километров пути нужно не более 7,5 литров в смешанном цикле.

Octavia Scout

И среди универсалов повышенной проходимости есть представители довольно бюджетного ценового сегмента. Ярким примером качественного, комфортабельного, но при этом недорогого авто выступает Octavia Scout от компании Skoda.

Автомобиль подвергся довольно серьёзному рестайлингу в 2016 году, и сейчас Scout продаётся именно в таком виде. Машина получила новую оптику, обзавелась более широким списком дополнительного оборудования.

Octavia Scout стала интереснее, крупнее и агрессивнее, нежели предшественник. В основе лежит стандартная версия Octavia, доступная в кузове лифтбек и универсал. Приставка Scout даёт не только пластиковые обвесы, но также и приподнятый дорожный просвет, усиленные бампера и защиту.

Внедорожная версия универсала от компании Skoda имеет клиренс в 171 миллиметр. Не так много, но для большинства дорог и направлений вполне достаточно.

Поскольку у Шкоды есть непосредственная связь с компанией Фольксваген, чешские автомобили также традиционно могут похвастаться просторными багажными отсеками. Если убрать запаску, объём составит 610 литров. С ней объём сокращается до 588 литров. Но если сложить задний ряд, водитель получит погрузочную площадку на 1740 литров, которая позволяет перевозить груз длиной около 3 метров.

Volkswagen Golf Alltrack

Как и Passat Alltrack, здесь мы видимо полный привод, пластиковые обвесы, увеличенный дорожный просвет. Но каких-то особых сюрпризов ждать не стоит. Это всё тот же Гольф.

Габариты автомобиля идентичные с Гольфом Вариант. Дорожный просвет не такой огромный, и составляет лишь 165 миллиметров. Интерьер также перекочевал со стандартного Golf, но дополнился надписями Alltrack.

Из интерьерных обновлений в Alltrack стоит отметить алюминиевые педали, дорогие вставки на центральной консоли, руль в кожаной оплётке, подсветку водительских ног. Но самым главным нововведением справедливо считается пара спортивных кресел впереди.

Во внедорожном полноприводном универсале имеется на выбор сразу 4 двигателя. Бензиновый вариант лишь один. Это турбированный мотор на 1,8 литра со 180 л. с. Остальные моторы дизельные, оснащённые турбинами. Их мощность составляет от 110 до 184 лошадиных сил.

E-Class All Terrain

All Tarrain построен на базе E-Class с кузовным индексом S213. Впервые автомобиль представили широкой публике в конце 2016 года, а начались только в середине 2017 года.

Внедорожная версия гражданского универсала получила выраженную решётку радиатора, неокрашенные пластиковые обвесы, новые бампера и колёсные диски диаметром 19 и 20 дюймов, в зависимости от комплектации.

При этом автомобиль увеличился в размерах, прибавив в длину до 4923 миллиметров. Высота и ширина на уровне 1468 и 1852 мм соответственно. Адаптивная регулируемая подвеска позволяет менять дорожный просвет в диапазоне от 121 до 156 миллиметров. Но если выбрать специальный режим All Terrain, предусматривающий прохождение сложных участков на скорости до 35 км/час, тогда клиренс увеличивается до 176 миллиметров.

Помимо декоративных алюминиевых вставок, ковриков со специальными надписями и спортивных педалей на основе нержавеющей стали, салон полностью копирует гражданскую версию E-Class.

Внедорожный универсал может похвастаться огромным багажником, который в зависимости от положения заднего ряда может составлять от 670 до 1820 литров.

Изначально универсал повышенной проходимости от компании Мерседес комплектовался лишь одним 2,0-литровым двигателем на 194 лошадиные силы. Но затем к линейке моторов добавили другие дизельные и бензиновые агрегаты.

Автомобиль с не самым коротким названием от компании Opel. В основе внедорожного универсала лежит обычный Opel Insignia.

Кросс-универсал презентовали в режиме онлайн в середине 2017 года. Это уже второе поколение автомобиля подобного типа. Машина оснащается защитными пластиковыми накладками, увеличенным дорожным просветов, серебристыми вставками и оригинальными колёсными дисками.

Внешне кроссоверная версия универсала Инсигния существенно преобразилась. Доля брутальности сыграла только на пользу автомобилю. А вот салон остался таким же. Но претензий к нему нет, поскольку здесь прослеживается великолепное качество отделки, дорогостоящие материалы и работа грамотного дизайнера. Эргономика оказалась на самом высоком уровне.

Багажный отсек предлагает разместить груз на платформе объёмом от 560 до 1665 литров.

Под капотом скрывается один из 2 двигателей. Это бензиновый турбомотор на 2,0 литра и 260 лошадиных сил, либо турбированный дизельный агрегат на те же 2,0 литра, но уже с мощностью в 170 лошадок.

Поскольку в России автомобиль официально не продаётся, можно ориентироваться лишь на ценники в Европе. Там универсал повышенной проходимости стоит от 35 тысяч евро за стандартную версию Country Tourer, либо от 38 тысяч для Tourer Exclusive.

Универсалы повышенной проходимости действительно занимают отдельную нишу. Это интересные автомобили с широкими возможностями, объединяющие в себе лучшие качества кроссовера и универсала.

Назвать очевидного фаворита и лидера рынка сложно. Каждый из представленных автомобилей заслуживает повышенного внимания и высоких оценок. При этом есть возможность выбора как среди элитных кросс-универсалов, так и сравнительно недорогих автомобилей.

Универсал – тип кузова легковой машины, родственного седану, отличный вариант вместительного семейного автомобиля с увеличенным объёмом багажного отсека и дополнительной поднимающейся дверью в задней части. Пассажирский салон и багажник в этом автомобиле представляют собой единое пространство, т.е. машина 2-х объёмная. По сравнению со стандартным городским хэтчбеком обладает более длинным задним свесом и крупными габаритными размерами. Универсалы позволяют получить огромное свободное пространство для погрузки путём складывания заднего ряда сидений.

Выбираем универсальный автомобиль для семьи

Классические марки универсалов перестали пользоваться спросом на автомобильном рынке в России из-за интереса к кроссоверам и внедорожникам, завышенной стоимости по сравнению с седанами с аналогичными техническими характеристиками (помимо габаритных).

Поэтому автопроизводители идут на хитрость: комбинируют 2 типа кузова машины (универсал + кроссовер) и, следуя потребностям покупателей, выпускают модели повышенной проходимости и вместимости. Лучшие представители этого гибридного класса универсалов – Vesta SW Cross, Octavia Scout, Outback.

Достоинства

  1. Объёмный багажник.
  2. Возможность перевозить длинные и крупногабаритные грузы после складывания сидений.
  3. Большая грузоподъёмность.
  4. Вместительный салон.
  5. Многозадачность автомобиля, хорошая приспособленность для бизнеса (перевозки товаров, инструментов и т.д.) и семейных поездок.

Недостатки

  1. Недостаточно высокая проходимость по сравнению с кроссоверами и внедорожниками.
  2. Более жёсткие настройки подвески, которые ориентированы на перевозку грузов, что сказывается на комфортности движения.
  3. Увеличенные габаритные размеры, по сравнению с седанами и хэтчбеками, затрудняют парковку, развороты в узких дворах, заставленных транспортными средствами.
  4. Более высокая цена по сравнению с ближайшим родственником – седаном.

Критерии выбора

  • тип универсала – городской или повышенной проходимости;
  • характер и назначение машины – спокойный и практичный (для городской эксплуатации), спортивно-агрессивный (для активной езды по асфальтовым дорогам высокого качества), выносливый, надёжный и комфортный (для длительных путешествий).
  • объём багажного отделения, удобство трансформации салона для транспортировки грузов, отличающихся габаритными размерами;
  • просторность салона, удобство посадки задних пассажиров, количество свободного пространства над их головами;
  • укомплектованность системами безопасности, наличие дорожных помощников и ассистентов;
  • общие габаритные размеры автомобиля и дорожный просвет;
  • технические характеристики двигателя, тип КПП, наличие системы 4х4 (для моделей повышенной проходимости);
  • качество отделки и практичность салона;
  • внешний вид машины;
  • комплектация автомобиля, наличие климатической системы, мультимедийного комплекса с сенсорным дисплеем, электропакета, современной светодиодной оптики и т.д.;
  • количество ниш, полочек и карманов в салоне для размещения мелких вещей.

Обзор городских универсалов на российском авторынке

1. LadaLargus

Семейный грузовой автомобиль, один из самых популярных легковых универсалов. Отличается бюджетным ценником по сравнению с конкурентами. Неприхотливый к дорожным условиям. 5- или 7-местный универсал марки Lada с передним приводом и множеством технических решений и наработок компаний Renault и Nissan один из лучших универсалов по соотношению цена/качество. Построен на базе модели Dacia Logan MCV и адаптирован для российского рынка. По праву занимает первое место в нашем рейтинге.

Видео: Тест драйв Ларгус Кросс 2017, почему его покупают?

Предлагается и во внедорожной версии Cross с пластиковыми обвесами и увеличенным до 170 мм клиренсом.

Многоцелевой автомобиль для семейной эксплуатации и грузоперевозок.

Практичный, надежный и недорогой.

Надёжные и проверенные временем технические узлы от Renault-Nissan.

Рекордсмен по вместительности багажного отделения при сложенных сиденьях.

— Отделка интерьера.

— Маломощные бензиновые двигатели.

2. Audi A4 Avant

Немецкие марки машин по праву занимают высокие места в различных автомобильных рейтингах. Не стали исключением и авто в кузове универсал. Audi A4 Avant мощный, красивый и надежный универсал, сочетающий большое количество высокотехнологичных решений и агрессивно-спортивную внешность. Доступен в 3 версиях – стандартной, дизайнерской и спортивной. Рассчитан на городскую эксплуатации, несмотря на наличие опционального полного привода.

Продаётся с большим количеством двигателей и фирменной трансмиссией S tronic. Будущий владелец Audi может сделать выбор в пользу стандартного 1,4-литрового TFSI-мотора, развивающего 150 лошадиных сил, силовой установки мощностью 190 л.с или наиболее мощного двигателя 2.0 (249 л.с.).

Немецкий производитель предлагает традиционно большое количество опций для индивидуализации автомобиля, матричные фары (около 80 тыс. рублей) и информационно-развлекательный центр MMI Navigation plus со встроенной навигацией.

Агрессивный силуэт и красивый дизайн.

Качественный и дорогой интерьер.

Огромное количество опций на выбор покупателя.

Богатая моторная гамма.

— Недостаточно практичен для универсала.

— Ограниченное применение вне асфальтовых дорог.

Автомобиль, созданный на базе 5-дверного хэтчбека Ceed, лучше приспособлен к городской эксплуатации. Доступен только в моноприводном исполнении с 3 двигателями на выбор. Развивает 135 лошадиных сил и 164 единицы крутящего момента при 1,6-литровом объёме. Зато в линейке коробок передач доступен 6-диапазонный «автомат». АКПП работает в паре только с 1,6-литровым 130-сильным мотором.

Видео: KIA Ceed 2015 Тест-драйв. Игорь Бурцев

В стандартную комплектацию корейского универсала входят: системы ABS, ESS, мультифункциональный руль, электрические стеклоподъёмники на передних дверях, 6 динамиков. Таким образом, несмотря на цену в 790 тыс. рублей за кондиционер, электропривод зеркал и задние подъёмники стёкол придётся доплачивать отдельно.

Практичный городской автомобиль.

Приятный внешний вид без раздражающих деталей.

Надежное качество сборки салона.

Наличие автоматической коробки передач с 6 скоростями в линейке КПП.

— Скудное оснащение базовой комплектации.

Таблица 1. Сравнительные характеристики лучших городских универсалов

Характеристика

A4 Avant

ДхШхВ, в мм

4470х1750х1670

4725х1842х1434

База, в мм

Количество мест

Дорожный просвет, в мм

Колёсная формула

4х2 или 4×4

Начальная стоимость

Обзор универсалов повышенной проходимости

Яркая новинка тольяттинского производителя, топ рейтинга. Один из лучших универсалов повышенной проходимости получился красивым и стильным, соответствующим дизайнерской концепции Lada. Помимо стремительного силуэта и удачных экстерьерных решений, псевдокроссовер имеет защитный обвес из чёрного пластика и клиренс более 200 мм. Подходит для семейного отдыха и путешествий.

Отличается от флагманского седана Vesta увеличенным пространством в задней части салона, что обеспечивает более удобную посадку для пассажиров.

Видео: Лада Веста SW Cross. Брать или нет?

В двигательной гамме – старые знакомые. Vesta SW Cross оснащается двумя силовыми агрегатами на выбор (1,6 и 1,8 л). Бензиновые моторы развивают 106 и 122 лошадиные силы соответственно.

Яркая и красивая внешность.

Добротный интерьер.

Неплохие характеристики проходимости (правда, нет полного привода).

Вместительный багажник для семейных поездок

— Отсутствие полноценного «автомата» в списке доступных трансмиссий.

— Дёрганый «робот».

Представитель семейства Octavia с увеличенным 171-миллиметровым клиренсом и 180-сильным двигателем TSI с рабочим объёмом 1,8 л. Octavia — это универсал с полным приводом, поставляется с полноприводной трансмиссией с режимом «off-road», благодаря чему неплохо проявляет себя на умеренном бездорожье. Уже в базовой комплектации чешского универсала доступна технология электронной блокировки дифференциала, называющаяся EDL.

Автомобиль поставляется с 2-зонным климатическим оборудованием Climatronic, круиз-контролем, светодиодными фарами, 8-дюймовой мультимедиа-системой Bolero и др.

Видео: Skoda Octavia Scout — Б/У тест с Владельцем!

Наличие полного привода.

Тяговитый двигатель 1,8 с максимальным крутящим моментом 280 Нм.

Большое количество свободного пространства в салоне.

— Завышенная цена.

— Экстерьер на любителя, машина смотрится «раздутой» и громоздкой.

— Небольшой дорожный просвет.

3. Volvo V90 Cross Country

Полноприводной, внедорожный универсал премиум-класса. Надёжный, безопасный и с удачной дизайнерской концепцией от Volvo, использующейся в современных моделях автомобилей шведской марки. Доступен только в полноприводных модификациях с двумя дизельными силовыми агрегатами (190 и 235 л.с.) и таким же количеством бензиновых двигателей (249 и 320 л.с.). В качестве трансмиссии предлагается современная автоматическая коробка передач семейства Geartronic с 8 скоростями.

Видео: Volvo V90 Cross Country ― тест-драйв с Никитой Гудковым

Настоящий, с отличными показателями надежности и качеством сборки, премиум-универсал.

Качественный салон.

Стильный экстерьер.

Большое количество систем безопасности.

— Высокая стоимость.

Габаритные размеры затрудняют маневрирование в городе.

Таблица 2. Характеристики универсалов повышенной проходимости.

Характеристика

Vesta SW Cross

Octavia Scout

V90 Cross Country

ДхШхВ, в мм

4424х1785х1532

4687х1814х1531

4939х1879х1543

База, в мм

Стандартный объём багажника, в л

Объём багажного отделения со сложенными сиденьями, в л

Количество мест

Дорожный просвет, в мм

Колёсная формула

Начальная стоимость, в руб.

Какой автомобиль выбрать?

На российском рынке продаётся большое количество хороших универсалов для городской и для загородной эксплуатации, как бюджетных моделей, так и моделей премиум сегмента. Машины различаются уровнем оснащения, массогабаритными характеристиками, объёмом багажника и вместительностью, проходимостью, надежностью и т.д. Для поиска лучшего универсала ориентируйтесь на собственные потребности и предпочтения и доступные финансовые средства.

Отличным решением в качестве универсального бюджетного автомобиля для решения широкого круга задач подойдёт Lada Largus. Ценители комфорта, дизайна, надёжности и безопасности присмотритесь к V90 в версии Cross Country, а любители быстрых машин с объёмными багажниками обратите внимание на A4 Avant с пакетом S Line.

"Рецепт", по которому создавались самые первые универсалы повышенной проходимости Subaru Outback и Audi Allroad, остается актуальным по сию пору. За основу берется обычный легковой универсал (в случае с первым "Аутбэком" - 5-дверный Legacy, в случае с "Олроуд" - модель A6 Avant), устанавливается полноприводная трансмиссия, увеличивается клиренс, усиливается подвеска, а по низу кузова навешивается защитная "юбка" из неокрашенного пластика.

В наши дни сегмент универсалов повышенной проходимости значительно расширился, причем ценовая планка для входа в него постоянно снижается. Подобные машины создаются не только на основе моделей среднего класса и бизнес-класса. У "Шкоды", например, выходит уже второе поколение модели Octavia Scout, и даже АвтоВАЗ вот-вот выпустит свой первый УПП: Kalina Cross. Есть на рынке и хэтчбеки повышенной проходимости. Типичные примеры: Renault Sandero Stepway и Skoda Fabia Scout.

Ну а в сегменте больших "внедорожных" универсалов царствуют признанные лидеры класса: Subaru Outback (ныне в продаже уже четвертое поколение модели), Audi A6 Allroad, примкнувший к ним в 2000 году Volvo XC70. Выпускают подобные модели и Volkswagen с Opel: Passat Alltrack и Insignia Country Tourer соответственно.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Чем отличается УПП от кроссовера?

Самый наглядный ответ на этот вопрос дает приведенная ниже схема.

Вверху и в середине - классический кроссовер Volkswagen Tiguan, внизу - фольксвагеновский же универсал повышенной проходимости Passat Alltrack. Дорожный просвет впечатляющий у обоих: 190 мм у "внедорожного" Пассата, все 200 мм у Тигуана.

Однако есть одно "но": взгляните на углы въезда и съезда и размеры колесной базы у обоих. На той горке, которую ходом "возьмет" Tiguan, Alltrack с вероятностью в 90% спасует: либо заехать на склон не сможет, либо сядет на "брюхо" на вершине. Геометрическая проходимость - вот, что обеспечивает кроссоверам более уверенное поведение там, где кончаются ровные дороги!

Другие (для кого-то не менее важные!) отличия лежат в иной плоскости. На асфальте, особенно на извилистых дорожках, универсалы повышенной проходимости управляются, как правило, лучше классических кроссоверов. Причина - в законах физики. Точнее, в невозможности их обмануть.

Дорожный просвет у всех SUV большой, кузов - высокий. Как следствие - высоким становится и центр тяжести. Что негативно сказывается на управляемости. Конечно, конструкторы с этим борются, как могут. И, как правило, идут самым легким путем: "зажимают" подвеску. В итоге автомобиль воспринимается жестким на ходу, и приходится "кланяться" каждой колдобине. Спрашивается, зачем тогда вообще кроссовер?..

Еще один немаловажный момент - грузопассажирские возможности. Здесь преимущество универсалов повышенной проходимости заключается в их кузове. Все они, как мы уже выяснили, строятся на основе обычных универсалов (читай: чемпионов по вместимости багажника среди легковушек всех типов). Среднеразмерным кроссоверам до них по этому показателю далеко. Есть, правда, большие 7-местные кроссоверы со складным третьим рядом, но они и стоят раза в полтора дороже…

Что общего между УПП и кроссоверами?

И кроссоверы, и универсалы повышенной проходимости оснащаются современными полноприводными трансмиссиями, здорово помогающими на зимней дороге и летом в непогоду. Клиренс и у тех, и у других - на зависть владельцам даже самых "высоких" легковушек. "Непробиваемая" энергоемкая подвеска считается признаком хорошего тона и в том, и в другом классе. Мощный двигатель, выдающий к тому же солидный крутящий момент, подразумевается, как говорится, по умолчанию.

Что покупать за сопоставимые деньги?

Полноприводные кроссоверы и универсалы повышенной вместимости в сопоставимых версиях (коробка-"автомат" плюс богатое оснащение) на российском рынке стоят сравнимых денег: 1,2–1,5 млн рублей в зависимости от мощности и комплектации. Что выбрать?

Ваш выбор – кроссовер, если:

  • внедорожные возможности автомобиля вы используете по максимуму (ставите внедорожную, пусть и универсальную, резину, блокируете межколесный дифференциал или муфту, точно понимая, когда именно это необходимо);
  • часто выезжаете на природу, в том числе зимой, зная, что местные дороги чистят от случая к случаю;
  • вам нужен вместительный багажник, но не максимально вместительный из возможных.

Вам стоит обратить внимание на универсалы повышенной вместимости, если:

  • вы цените отточенную управляемость;
  • у вас нет необходимости "штурмовать" серьезное бездорожье;
  • вы будете по максимуму использовать грузопассажирские возможности автомобиля.

История вопроса

У истоков зарождения подобного класса машин стояла компания Subaru. Первым автомобилем, практически официально названным универсалом повышенной проходимости, стал Legacy Outback (если кто не знает, Outback на австралийском диалекте английского языка означает малозаселенную пустынную местность в центральной части Зеленого Континента). Модель вышла на мировой рынок в 1995 году, причем прицел был в основном на покупателей из Соединенных Штатов как едва ли не главных потребителей разного рода полноприводной техники.

Например, уже в "базе" "Олроуд" оснащался не только постоянным полным приводом, но и пневматической подвеской, за счет которой дорожный просвет варьировался от 142 до внушительных 208 мм! Причем на высокой скорости автомобиль автоматически "прижимался" к дороге, а вот на малой скорости да в колее клиренс можно было увеличить до максимального значения вручную. Но и это еще не всё: в качестве опции на Allroad можно было заказать понижающую передачу. В сочетании с дизелем 2.5 TDI, развивавшим крутящий момент в 370 Нм, это давало автомобилю внедорожные возможности, немыслимые даже для иных современных внедорожников и кроссоверов!