Чем отличается дот 4 от 5.1. Какие тормозные жидкости бывают

Дискового типа большинства транспортных средств заливается тормозная жидкость ДОТ 4 - одна из самых популярных и распространенных среди аналогов. Основными различиями таких агентов считаются температура кипения, состав и свойство поглощать пары влаги. Категория DOT 4 считается самой качественной и универсальной. Если сравнивать с DOT 3, то она поглощает в разы меньше воды и сохраняет температуру кипения неизменной на протяжении длительного времени. Такие особенности состава позволяют продлить ее срок использования.

Типы тормозных жидкостей

Систематизация тормозных составов DOT была сформирулирована америсканским департаментом транспорта. Нормы безопасности FMVSS использовались как база для создания данных стандартов. В переводе сокращение DOT обозначает «департамент транспортной безопасности». Входящие в состав вещества, связывающие влагу, обозначаются цифрой 4. Сертификацию по ГОСТу такие агенты не проходят.

Поскольку DOT 4 не считается продуктом нефтепереработки, то и маркировка у нее соответствующая - восьмиугольная фигура желтого цвета, окаймленная черной линией. По центру фигуры располагается схема тормозной системы. Подобный символ, диагонально зачеркнутый, говорит о том, что такой состав заливать в систему нельзя.

И вязкость сухой и наполненной влагой жидкости - критерии, по которым делятся на типы тормозные составы. Базовой основой DOT 3 и DOT 4 считаются полигликоли, однако DOT 5 создается на базе силикона, из-за чего эти категории не перемешиваются между собой. Для создания жидкостей категорий ДОТ 3 и ДОТ 4 используются одни и те же вещества, поэтому их можно перемешивать и взаимозаменять.

Маркировка и состав тормозных жидкостей DOT 4

Тормозная жидкость ДОТ 4 в своей базе содержит линейные простые полиэфиры и полиалкиленгликоли. В большинстве случаев при производстве таких составов используется полиэтиленгликоль, однако на упаковке он зачастую указывается под другим названием, поскольку учитываются разнообразные добавки и жидкие полимеры.

В отличие от предшественника DOT 3, жидкость DOT 4 в своем составе содержит специальные добавки - к примеру, бораты. Они связывают попадающую в материал из воздуха за время эксплуатации воду.

В автомобилях спорт-класса используются тормозные жидкости DOT 5.1, получаемые путем добавления специальных присадок и добавок в жидкость стандарта DOT 4.

Совместимость тормозной жидкости ДОТ 4

Для многих автолюбителей одним из наиболее актуальных и животрепещущих вопросов остается совместимость тормозных жидкостей разных классов и категорий. Специалисты, как правило, советуют использовать составы известных марок - такие, как тормозная жидкость "Кастрол" или тормозная жидкость "Бош" ДОТ 4. Обязательно должна соблюдаться маркировка состава.

На российском рынке автомобильной продукции представлено огромное количество разных тормозных жидкостей. Смешивать их между собой не советуют, однако в экстренных случаях сделать это можно, но при этом желательно руководствоваться определенными правилами.

Может перемешиваться с такими аналогами, как DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1. Разбавлять ее агентами на основе силикона, такими, как DOT 5 и DOT 5.1 (ABS), запрещено.

Тормозная жидкость ДОТ 4 - характеристики

Главными физико-химическими параметрами составов, которые влияют на их качество, являются:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • способность впитывать пары влаги;
  • устойчивость к коррозии.

Согласно требованиям, предъявляемым к стандарту жидкостей DOT 4, температура их вскипания не должна быть ниже 250 о С. Данный показатель может быть снижен до 165 о С для тех жидкостей, которые абсорбируют влагу из окружающей среды в общем количестве до 3,5%.

Вязкость жидкости измеряется при помощи вискозиметра. Данный параметр не должен превышать 750 мм 2 /с. На практике одним из главных свойств является только вязкость, в то время как плотность тормозной жидкости практически нигде не учитывается.

Устойчивость жидкости DOT 4 к коррозии напрямую зависит от ее уровня кислотности. Нормальным является показатель в пределах pH 7,0-11,5 единиц.

Срок эксплуатации тормозной жидкости

В зависимости от добавок и присадок, гигроскопичности и условий работы может изменяться срок эксплуатации агента. К примеру, низкокачественные детали тормозной системы могут изменять характеристики тормозной жидкости, что сказывается на ее функциях и рабочем ресурсе. По этой причине тормозную жидкость меняют каждые 2-2,5 года.

Почему именно ДОТ 4?

Тормозная жидкость ДОТ 4 обладает следующими преимуществами, благодаря которым она является одной из самых популярных во всем мире:

  • надежность;
  • доступные цены;
  • широкий диапазон температур, при которых она может использоваться.

Дорогостоящая DOT 5.1 практически не используется автолюбителями, поскольку она стоит дороже, но по своему функционалу она ничем не отличается от ДОТ 4. Тесты, проведенные специалистами и любителями, показывают, что золотым стандартом является тормозная жидкость ДОТ 4. Отзывы, оставляемые на состав, подтверждают его надежность и высокое качество вкупе с приемлемой стоимостью.

Температура кипения

Кинетическая энергия автомобиля во время торможения трансформируется в тепло. Колодки, нагреваясь, передают его на поршни и тело суппорта, которые нагревает уже тормозную жидкость. Исходя из этого, выдвигается первое требование к ней: высокая температура кипения, которая позволит избежать «провала» педали тормоза. Высокий скоростной режим современных автомобилей привел к тому, что старые виды подобных составов перестали справляться со своими функциями, и их заменила тормозная жидкость ДОТ 4. «Тойота», один из самых авторитетных автомобильных концернов мира, советует использовать именно такие составы.

Устойчивость к коррозии

Вторым требованием является минимальная коррозионная активность. Окисление металла поршней не самое страшное, что может случиться, намного опаснее коррозия тормозных магистралей. Обеспечить высокую температуру кипения тормозной жидкости стало возможным только за счет использования полиэтиленгликолевой основы, которая отличается высоким уровнем гигроскопичности. Из-за этого составы DOT 4 хранятся только в плотно закрытых упаковках. Жидкость, накопившая большое количество воды, не только ускоряет коррозионные процессы в тормозной системе, но и закипает при значительно более низкой температуре. Это часто встречается у мотоциклов и автомобилей спортивного класса: «провалы» тормозов во время агрессивной и быстрой езды могут стать причиной серьезной аварии.

Смазывающие свойства

Хорошие смазывающие свойства - это третье требование, предъявляемое к тормозным жидкостям. Такие характеристики помогают снизить износ как гидроблока АБС, так и манжет цилиндров тормозной системы. Стандарт ДОТ 4 по этим параметрам несколько уступает новому ДОТ 5, при этом последний обладает большей температурой кипения и меньшим уровнем гигроскопичности, что позволяет использовать его для быстрой езды. Жидкости DOT 5.1 разрабатывались для автомобилей, оснащенных Подразумевается введение в гликолевую основу небольшого количества Для большинства транспортных средств желательно использовать жидкости именно этого класса, поскольку они совместимы с уплотнениями, которые рассчитаны на предыдущие стандарты жидкостей.

Высокая вязкость

Высокий уровень вязкости - четвертое требование, предъявляемое к тормозным жидкостям. Сохранение вязкости жидкости позволяет тормозной системе нормально работать при любой температуре окружающей среды. Данный параметр наиболее важен для автомобилей с системой АБС. Ведь застывание жидкости может стать причиной выхода из строя гидроблока на тех автомобилях, на которых курсовая стабилизация завязана на антиблокировочную систему. Сюда же можно отнести и современные кроссоверы: сбои системы распределения тяги станут причиной плохой управляемости автомобиля.

Тормозная жидкость Mobil

Тормозная ДОТ 4 применяется в соответствии со следующими рекомендациями:

  • Заливается только в концентрированной форме из новой упаковки либо плотно закрытой.
  • Сразу же после использования бутыль должна быть плотно закрыта, поскольку состав быстро впитывает из окружающей среды влагу, что отрицательно сказывается на его эксплуатационном сроке.
  • Слитая тормозная жидкость не может быть использована повторно.
  • Пролитый состав сразу же удаляется, поскольку может разъесть лакокрасочное покрытие кузова.
  • Срок замены тормозной жидкости - раз в два года либо каждые 40 тысяч километров пробега.
  • Полностью соответствует стандартам DOT 4 и может применяться для систем ABS.
  • Можно смешивать с тормозными жидкостями категорий DOT 4 и DOT 3.

Тормозная жидкость "Кастрол"

Несмотря на то что тормозная ДОТ 4 сертифицирована согласно стандарту ДОТ 4, ее температура кипения превышает требования и составляет 265 о С, при попадании воды - 175 о С. Согласно рекомендациям изготовителя, менять ее нужно каждые два года, соответственно, ее можно заливать и в спортивные автомобили.

Тормозная жидкость "Кастрол" ДОТ 4 реализуется в очень неудобной фасовке: бутыль объемом 1 литр найти в автомобильных магазинах невозможно. По этой причине при замене жидкости придется покупать несколько полулитровых емкостей, переплачивая за упаковку. Это отмечают многие автовладельцы.

Преимущества данной тормозной жидкости:

  • Устойчивость к закипанию даже при попадании влаги в состав.
  • Соответствие более жестким стандартам.
  • Идеально подходит для автомобилей с АБС - обладает неплохими свойствами вязкости.

Тормозная жидкость "Роса"

Тормозная жидкость "Роса"ДОТ 4 - смесь, в состав которой входят антикоррозионные и антиокислительные присадки и борсодержащий полиэфир. Отличается неплохими температурами кипения в сухом и влажном виде - 260 о С и 165 о С соответственно. Можно эксплуатировать при температуре окружающей среды в пределах от -40 о С до +45 о С.

Тормозная жидкость "Роса" ДОТ 4 применяется в тормозных системах легковых и грузовых транспортных средств, в том числе и в переднеприводных машинах отечественного производства.

Срок эксплуатации жидкости составляет три года. Может смешиваться с такими составами, как «Нева» и «Томь», без потери характеристик.

Тормозная жидкость Sintec

Пожалуй, одна из самых доступных в ценовом плане (всего 100 р) тормозных жидкостей отечественного производства. Изготавливается тормозная жидкость "Супер" ДОТ 4 на заводе «Обнинскоргсинтез». Несмотря на отечественное производство, по своим характеристикам она может обогнать многие импортные аналоги: температура кипения составляет 240 о С в сухом виде и 155 о С - во влажном. Идеально подходит для размеренных поездок, незначительная разница в вязкости во время езды не ощущается.

Единственным минусом являются нестабильные характеристики: все тесты, которые прошла тормозная жидкость из Обнинска, показали разные результаты. Конечно, это не влияет на требования стандарта, однако и не говорит ничего хорошего о производителе.

Тормозная жидкость Liqui Moly

Тормозная жидкость Liqui Moly по своим характеристикам проигрывает своим аналогам: температура кипения для сухой и влажной версии у нее составляет 230 о С и 155 о С соответственно, при низкой температуре вязкость составляет 1800 мм 2 /с. Характеристики состава идеально соответствуют стандартам ДОТ 4, но не превышают их. Доступная цена 300 р. в определенной мере это компенсирует, однако использовать такую жидкость в нашем климате для автомобилей с АБС определенно не стоит.

Отдельно стоит отметить великолепные смазывающие и антикоррозионные свойства Liqui Moly, на которые сделал упор производитель. По своему свойству данная тормозная жидкость идеально подойдет для водителей, предпочитающих спокойный ритм вождения и проживающих в средней полосе нашей страны.

Преимущества тормозной жидкости Liqui Moly:

  1. Отличные антикоррозионные свойства.
  2. Защита тормозных шлангов и резиновых уплотнителей.

Выбор тормозной жидкости

Подходящая тормозная жидкость выбирается согласно параметрам автомобиля. Узнать, какой именно состав был залит на заводе, и какой можно использовать в дальнейшем, можно в руководстве по ремонту и эксплуатации авто. Также можно поинтересоваться у официального дилера.

Стоит обратить внимание на такие параметры тормозной жидкости, как температура кипения в сухом и влажном виде, вязкость и стандарт. Категории ниже ДОТ 4 нельзя применять для автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой, поскольку это может привести к поломке как самой АБС, так и тормозной системы.

Можно обратиться на станцию технического обслуживания у официального дилера для диагностики системы и заливки новой тормозной жидкости.


Тормозная жидкость обеспечивает эффективную работу одной из самых важных систем автомобиля, поэтому нельзя недооценивать важность ее характеристик. Устойчивость Dot-4 к окислительным процессам, гидролизу, а также высокая температура кипения и смазывающие свойства напрямую влияют на надежность срабатывания тормозных контуров и долговечность цилиндров и магистралей системы.

В обзоре представлены лучшие тормозные жидкости, присутствующие на отечественном рынке. Рейтинг был составлен на основании заявленных характеристик, а также мнений специалистов по обслуживанию авто. Были также учтены отзывы пользователей, отдающих предпочтение одной из участвующих марок.

Лучшие зарубежные тормозные жидкости

Самыми высокими эксплуатационными характеристиками обладают тормозные жидкости известных зарубежных брендов. В наш рейтинг попали наиболее популярные в России импортные продукты.

5 Ravenol DOT 4

Повышает эффективность ABS. Защищает резиновые манжеты и шланги от износа
Страна: Франция
Средняя цена: 315 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Отличительной чертой данного продукта является отсутствие негативного влияния на резиновые уплотнители и шланги в тормозной системе автомобиля. Это обеспечивает высокую надежность и эффективность во время работы. Высокие рабочие температуры (возникающие при экстренном торможении) не приводят к закипанию жидкости и образованию паров, ухудшающих срабатывание системы. Использование Ravenol DOT 4 обеспечивает высокое давление в тормозных цилиндрах при любой интенсивности. К тому же, работа таких систем, как ABS, протекает в лучших условиях, т. к. вещество снижает трение практически до нуля, увеличивая ресурс системы и ее работоспособность.

Во всяком случае, заливать эту тормозную жидкость в автомобиль рекомендуют многие производители. Владельцы авто, делающие это на постоянной основе, полностью подтверждают свойства Ravenol DOT 4 – это одна из самых сбалансированных по цене и практичных рабочих составов, которые можно успешно использовать в большинстве автомобильных марок, включая и отечественные. Единственное ограничение – жидкость нельзя смешивать с тормозными растворами на минеральной основе.

4 Mobil Brake Fluid universal DOT 4

Выгодное сочетание цены и качества
Страна: Финляндия
Средняя цена: 270 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.7

Универсальная тормозная жидкость Mobil Brake Fluid universal DOT 4 создана на гликолевой основе. При этом продукт отличается доступной ценой, что становится отличным сочетанием для большинства легковых авто. Жидкость сохраняет свои качества даже при условиях высокой влажности. Поэтому заливать ее в тормозную систему придется реже, чем более дорогостоящие аналоги. Кроме того, в состав введен пакет добавок, который обеспечивает хорошие смазывающие, противоизносные и антикоррозионные свойства. При низкой температуре продукт имеет хорошую текучесть, а также демонстрирует стабильную температуру кипения.

Судя по отзывам, автомобилистов устраивают такие качества Mobil Brake Fluid universal DOT 4, как доступность, отличная работа гидравлических приводов. Отдельные автолюбители отмечают появление течей рабочих тормозных цилиндров при длительном использовании.

3 Liqui Moly SL6 DOT-4

Высокие антикоррозионные свойства
Страна: Германия
Средняя цена: 688 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.7

Среди главных преимуществ тормозной жидкости Liqui Moly SL6 DOT-4 специалисты считают высокие антикоррозионные качества. Продукт обладает прекрасной смазывающей способностью, что очень важно для стабильной работы рабочих механизмов. По ряду параметров немецкая жидкость уступает лидерам рейтинга. Например, сильно падает температура кипения с 230°С у новой тормозухи до 155°С при увлажнении. Также хуже и показатель вязкости, что не позволяет применять состав в условиях крайнего севера. По совокупности всех параметров эксперты рекомендуют эту жидкость водителям, которые предпочитают спокойный стиль езды в средней полосе России.

Отечественные автомобилисты выделяют такие плюсы Liqui Moly SL6 DOT-4, как антикоррозионные свойства, щадящее отношение к резиновым деталям. Из недостатков отмечается ограниченное применение в северных районах.

2 BREMBO DOT 4

Лучшая эффективность при экстремальных нагрузках. Подходит для автомобилей с ABS
Страна: Италия
Средняя цена: 360 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.8

Знаменитый итальянский бренд выпускает не только отличные тормозные системы – рабочая жидкость Dot 4 от BREMBO обеспечивает самое эффективное срабатывание тормозов в условиях экстремальных нагрузок. Возможность долго сохранять рабочие характеристики без изменений является причиной не только увеличенного ресурса, но и обеспечивает сохранность тормозной системы от коррозионных процессов, а резиновые шланги и манжеты с использованием этой жидкости не растрескиваются и служат дольше обычного.

BREMBO Dot-4 можно заливать в любой автомобиль, в том числе и с системой ABS. При этом эффективность ее срабатывания значительно улучшается, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы автолюбителей. Владельцы, однажды испытавшие свойства этого продукта, предпочитают использовать эту тормозную жидкость при очередной замене. Высоко оценивается смазывающая способность жидкости, отсутствие влияния низких температур на эффективность срабатывания и увеличенный интервал между заменами, совершенно не влияющий на безопасность.

На какие показатели тормозной жидкости влияет влага

Есть несколько показателей, характеризующих способности тормозной жидкости, на которые оказывает влияние влага.

  1. При торможении возрастает температура в замкнутом контуре гидравлического привода. Большое содержание воды приводит к появлению провалов, схожих с завоздушиванием системы.
  2. Для бесперебойной работы тормозных механизмов и блока АБС продукт должен обладать хорошими смазывающими качествами. В этом плане лучше всего проявляют себя жидкости нового стандарта DOT 5.
  3. При сильном морозе тормозуха должна сохранять текучесть, особенно это важно для машин с АБС. Это зависит в основном от стабильности такого показателя, как вязкость. Попадание влаги однозначно ухудшает этот параметр.
  4. Что касается коррозионной стойкости, то производители тратят много средств и времени на изобретение присадок, которые предотвращают появление ржавчины на деталях внутри гидравлического привода. Очень опасно, когда при экстренном торможении застревает цилиндрик в суппорте или нарушается герметичность металлической трубки.

1 Castrol React DOT 4 Low Temp

Высокая температура кипения, большой интервал замены
Страна: Великобритания (производится в ЕС)
Средняя цена: 457 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.9

Тормозная жидкость Castrol React DOT 4 Low Temp по многим показателям превосходит своих конкурентов. Поэтому использовать ее предпочитают любители быстрой езды. В первую очередь выделяется высокая температура кипения жидкости (265°С), в классе никто не может похвастаться высокой устойчивостью к нагреву и после года эксплуатации. Также радует автовладельцев и долговечность использования. Меняется тормозуха один раз в два года. Для северных регионов России этот продукт идеально подойдет и по показателю вязкости, который составляет 650 кв. мм/с.

Большинство автомобилистов высоко ценят технические возможности тормозной жидкости Castrol React DOT 4 Low Temp. В отзывах пользователи отмечают уникальные свойства продукта. К минусам автолюбители относят только высокую цену. Есть недовольство и по поводу расфасовки ее только в бутылки по 0,5 л.

Лучшие оригинальные тормозные жидкости

Для технического обслуживания автомобиля каждый завод-изготовитель рекомендует к применению оригинальные расходные материалы. Это в полной мере относится и к тормозным жидкостям. При таком подходе сохраняется гарантия на авто, да и срок службы значительно возрастает.

5 NISSAN KE903-99932

Лучшие условия при экстремальном торможении. Самая высокая температура кипения
Страна: Франция
Средняя цена: 485 руб. (1 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Абсолютно весь модельный ряд автомобилей NISSAN и родственного бренда INFIFNITI может использовать в своих тормозных системах жидкость KE903-99932, относящуюся к классу Dot-4. Учитывая премиальный класс одной из указанных марок, следует ожидать, что к тормозной жидкости предъявляются самые жесткие требования. Так, температура кипения данного продукта составляет 450 °C, что на порядок выше многих конкурентов.

Высокие значения имеет не только этот показатель – тормозная жидкость NISSAN KE903-99932 морозоустойчива, демонстрирует лучшую устойчивость на сжатие (максимально эффективно передает нажатие на педаль тормозным цилиндрам), подавляет окислительные процессы в системе и не приводит к преждевременному старению резиновых элементов контура. В отзывах владельцев, ставших заливать эту тормозную жидкость на постоянной основе, отмечается увеличенный срок службы и высокая эффективность срабатывания тормозов и системы ABS даже в экстремальных (скоростных) условиях.

4 Renault Dot-4 арт. 7711 575 504

Самый эффективный набор присадок
Страна: 4.6
Средняя цена: 530 руб. (1 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Данный производитель не только использует эту тормозную жидкость в своих автомобилях, но и настоятельно рекомендует владельцам при сервисной замене заливать в гидравлический контур именно Renault Dot-4. Именно она надлежащим образом обеспечит эффективность срабатывания тормозов и обеспечит надежную защиту контура от таких явлений, как коррозия. Стабильность рабочих характеристик на протяжении всего периода эксплуатации во многом определяет эффективный набор присадочных компонентов.

Использование жидкости в тяжелых кроссоверах и минивэнах обеспечит качественное срабатывание тормозного контура в любых условиях, т. к. Renault Dot-4 самая низкая сжимаемость, что позволяет максимально эффективно передавать нажатие на педаль тормоза цилиндрам системы. Защитные свойства предотвращают манжеты и резиновые патрубки от старения, что находит свое подтверждение в отзывах владельцев, использующих эту тормозную жидкость на постоянной основе. Кстати, многие успешно применяют жидкость в отечественных автомобилях (включая и последние модели LADA) и таких иномарках, как NISSAN и OPEL.

3 Honda ultra bf dot-4 (08203-99938)

Продолжительный срок эксплуатации
Страна: Япония (производится в Бельгии)
Средняя цена: 779 руб. (1 л)
Рейтинг (2019): 4.7

О высокой эффективности тормозной жидкости Honda ultra bf Dot-4 можно судить по ее температуре кипения, которая составляет 260 °C. Высокий коэффициент расширения с ростом интенсивности использования только улучшает эффективность срабатывания тормозных контуров. При этом совместимость рабочего вещества позволяет смешивать его с аналогичной продукцией других фирм, которая изготовлена на гликолевой основе. Традиционно, срок эксплуатации составляет 2 года, но производитель указывает и пробег (100 тыс. км), который вполне безопасно можно пройти с этой тормозной жидкостью.

Заливать Honda ultra bf Dot-4 смело можно в любой японский автомобиль. Во всяком случае, в отзывах владельцев говорится об успешном использовании данной жидкости в таких авто, как Мицубиси, Тойота, Ниссан и других. Применяющие данный наполнитель для гидравлической системы на постоянной основе, среди положительных характеристик указывают продолжительный срок службы, отличную эффективность при экстремальных нагрузках и надлежащую защиту магистралей тормозной системы от окислительных процессов.

2 Ford Super Dot-4

Возможность широкого применения
Страна: Германия
Средняя цена: 430 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.8

Несмотря на то, что тормозная жидкость Ford Super Dot-4 разработана под модельный ряд Форд, ее можно заливать и в другие марки авто. Благодаря гликолевой основе допускается добавлять продукт в системы, не сливая старую тормозуху. Только с минеральными составами не рекомендуется смешивать Ford Super Dot-4. Жидкость подходит для тормозных систем с современными системами безопасности (АБС). Продукт отличается прекрасными эксплуатационными характеристиками, что делает покупку привлекательной из-за доступной цены. Наличие антикоррозионных присадок позволяет сохранить в отличном состоянии все металлические детали.

Отечественные автомобилисты довольны качеством тормозной жидкости Ford Super Dot-4. Она обеспечивает работоспособность тормозной системы, имеет доступную цену. К недостаткам можно отнести только несовместимость с минеральными составами.

1 Toyota DOT 4 Brake Fluid

Лучшая оригинальная тормозная жидкость
Страна: Япония
Средняя цена: 627 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.9

Для работы в интенсивном режиме создана оригинальная тормозная жидкость Toyota DOT 4 Brake Fluid. Она идеально адаптирована под системы и механизмы известного японского автопроизводителя. Жидкость отличается высокими антикоррозионными свойствами, что позволяет минимизировать износ металлических деталей и узлов. Продукт может добавляться к другим жидкостям, она не разрушает уплотнительные элементы. Отличительной чертой состава является улучшенная гигроскопичность, прекрасные расширительные качества, высокая температура кипения.

Отечественные автовладельцы выделяют такие положительные качества Toyota DOT 4 Brake Fluid, как отменные технические параметры, максимально комфортное торможение. Из минусов можно отметить высокую цену. Популярность продукта ограничивается применением на машинах марки Тойота.

Лучшие отечественные тормозные жидкости

Отечественные производители не отстают от зарубежных конкурентов, разрабатывая недорогие, но эффективные составы. Они могут использоваться для обслуживания, как отечественных авто, так и иномарок.

5 Gazpromneft DOT-4

Лучшая защита от подделок
Страна: Россия
Средняя цена: 93 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.4

Тормозная жидкость Gazpromneft DOT-4 находится в ценовой категории с самой жесткой конкуренцией, поэтому вхождение в ТОП-5 отечественных продуктов этого вида можно считать серьезным успехом. В данном случае очевидных преимуществ удалось достичь лучшим качеством и соответствием предъявляемым требованиям к жидкостям этого класса (Dot-4). Высокая температура кипения сухого вещества (230 °C), возможность использования в условиях Крайнего Севера и щадящее влияние на резиновые и пластиковые уплотнители в тормозном контуре определяют широкую область применения данного продукта.

В отзывах владельцев, ставших заливать в авто Gazpromneft DOT-4 вдобавок к уже указанным преимуществам, наблюдается сохранение стандартных характеристик на протяжении всего срока службы, который не должен превышать 24 месяца. Обеспечение эффективной работы тормозов достигается также за счет качественного смазывания (цилиндры сохраняют свою подвижность и не заклинивают), и стойкости к гидролизу (не впитывает воду в процессе работы). Кроме того, немаловажным фактором, определяющим преимущество тормозной жидкости Газпромнефть, является самая высокая степень защиты, практически исключающая возможность подделок – убедиться в оригинальности продукта можно на сайте компании или отправив SMS на специальный номер.

4 FELIX DOT 4

Лучшая цена. Стабильно высокое качество продукта
Страна: Россия
Средняя цена: 67 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Несмотря на выгодную стоимость, тормозная жидкость FELIX DOT-4 пользуется спросом и популярностью на отечественном рынке совершенно по другой причине. Стабильность рабочих характеристик и жесткий контроль качества гарантирует получение продукта со свойствами, полностью соответствующие заявленным производителем. Именно предсказуемое качество и надежность в работе являются ключевой особенностью этого продукта. FELIX DOT-4 можно заливать как в отечественные марки авто, так и импортного производства, в том числе с системой ABS.

Наличие игибиторов окисления успешно противодействует коррозионным процессам, сохраняя в отличном состоянии элементы тормозной системы, изготовленные из стали, латуни или алюминия. Температура кипения жидкости находится в пределах 230 °C, что вполне достаточно при обычной эксплуатации автомобиля. Судя по отзывам, единственным недостатком этого продукта пользователи считают довольно малый срок эксплуатации – уже после 12 месяцев использования может наблюдаться ухудшение рабочих характеристик.

3 Лукойл DOT-4

Оптимальное соотношение рабочих характеристик и стоимости
Страна: Россия
Средняя цена: 83 руб. (0.46 л)
Рейтинг (2019): 4.7

По самой выгодной цене реализуется тормозная жидкость Лукойл DOT-4. Она изготавливается с применением инновационных технологий. Чтобы продукт соответствовал международным требованиям, в синтетическую основу добавлены запатентованные присадки. В результате получилась качественная жидкость, которая подходит для гидравлических приводов сцеплений и тормозов. Продукт совместим с такими популярными жидкостями, как Роса, Нева, ДОТ 3 и ДОТ 4. Использовать тормозуху можно в автомобилях российского и зарубежного производства. В составе имеются ингибиторы коррозии и износостойкие компоненты.

В отзывах главным достоинством тормозной жидкости Лукойл DOT-4 многие автомобилисты считают низкую цену. При этом продукт соответствует международным стандартам. Слабыми сторонами состава являются вязкость и отсутствие защиты от подделок.

2 Sintec SUPER DOT-4

Самая популярная тормозная жидкость
Страна: Россия
Средняя цена: 105 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.8

Самым популярным производителем тормозных жидкостей в России является обнинская компания Sintec. Одним из наиболее востребованных продуктов остается Sintec SUPER DOT-4. Тормозуху заливают как в отечественные автомобили, так и в иномарки. Многочисленные испытания показали соответствие всех показателей требованиям международных стандартов. Например, температура свежераспакованной жидкости составляет 240°С, а после годичной эксплуатации она снижается до 155°С. При низкой температуре воздуха прекрасно сохраняется и вязкость. Поэтому ее можно использовать зимой в машинах с АБС. Только для спорткаров тормозная жидкость не подойдет.

В отзывах большинство пользователей положительно высказываются относительно Sintec SUPER DOT-4. Она имеет доступную цену и хорошие технические параметры. Явным недостатком потребители считают нестабильное качество российского производителя.

1 Тосол-Синтез РосДОТ-4

Высокие эксплуатационные свойства
Страна: Россия
Средняя цена: 150 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.8

По своим эксплуатационным качествам тормозная жидкость Тосол-Синтез РосДОТ-4 ни в чем не уступает ведущим зарубежным брендам. По температуре кипения (255°С) в свежем виде она превосходит даже знаменитых лидеров. После года использования этот показатель падает до отметки 160°С, что также укладывается в требования стандарта. Вязкость продукта находится на уровне 1600 кв. мм/с, чего будет недостаточно для эксплуатации автомобиля с АБС в условиях крайнего севера. При регулярной замене система будет надежно защищена от коррозии и износа. Жидкость рекомендуется применять не только в отечественных, но и зарубежных авто.

Главными достоинствами тормозной жидкости Тосол-Синтез РосДОТ-4 автомобилисты в отзывах считают доступную цену и высокие эксплуатационные свойства. Слабой стороной тормозухи является повышение вязкости при сильном морозе.

Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.

Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств

Как и любые другие технические жидкости, тормозная жидкость производится в соответствии с международными и отечественными стандартами. Сегодня большинство производителей придерживается двух основных стандартов:

Спецификация FMVSS №116 — разработана Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с этой спецификацией тормозная жидкость делится на классы от DOT-1 до DOT-5;
- Спецификации SAE J1703 и SAE J1704 — разработаны в Обществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).

За основу чаще всего берется американский стандарт, тормозная жидкость по SAE встречается значительно реже, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим классификацию тормозной жидкости именно по DOT. Также существуют жидкости на основе минерального масла, изготавливаемая по другим стандартам, однако она практически не применяется на автотранспорте, и здесь мы ее рассматривать не будем.

Стандарт DOT предусматривает три группы тормозных жидкостей:

  • DOT-1, DOT-2 — в настоящее время практически вышли из употребления;
  • DOT-3, DOT-4 — наиболее популярные тормозные жидкости на основе полиэтиленгликоля;
  • DOT-5 — жидкость на силиконовой основе;
  • DOT-5.1 — модифицированный вариант DOT-4, имеющая улучшенные характеристики.

Сразу следует заметить, что жидкости DOT-5 и DOT-5.1, несмотря на схожесть в маркировке, имеют совершенно разный состав и характеристики, и заливать одну вместо другой недопустимо.
Каждый тип тормозной жидкости делится на две группы:

  • Для автомобилей без АБС;
  • Для автомобилей с АБС.

Назначение жидкости обязательно указывается на ее упаковке, а также может быть указание и в маркировке, например — DOT-4/ABS.

В России зачастую можно встретить еще несколько типов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им подобные, однако в оригинальном американском стандарте таких классов нет, и чаще всего это маркетинговый ход производителей для привлечения дополнительной прибыли.

Маркировка тормозных жидкостей

Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, причем тип жидкости по DOT обязательно указан крупным шрифтом. Также в соответствии со своим типом жидкость имеет определенную окраску:

  • DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — желтый (с градациями от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 — розовый/красный;

Окраска позволяет сразу определить вид жидкости, предотвращает ошибку в выборе или случайное смешивание разных жидкостей.

Характеристики и особенности тормозных жидкостей

Основные характеристики и особенности тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:

DOT-3 DOT-4 DOT-5.1 DOT-5
Основа Полиэтиленгликоль (реже — полиалкиленгликоль) в сочетании с полиэфирами борной кислоты и присадками Силикон с пакетом присадок
Гигроскопичность Значительная, поглощает воду в больших количествах (в первый год эксплуатации масса воды в жидкости может превышать 2%) Меньшая, чем у DOT-3 Значительная, но не более 2% в первый год эксплуатации Не поглощает воду
Способность к аэрации (насыщению воздухом) Слабое поглощение воздуха Значительное поглощение воздуха
Отношение к лакокрасочным покрытиям Разъедает краску Безопасна для красок
Отношение к резиновым деталям Разъедает резиновые детали Безопасны для резиновых деталей
Температура кипения (для «сухой» жидкости — еще не впитавшей воду) 205°C 230°C 275°C 250°C
Вязкость Высокая Высокая (чуть ниже, чем у DOT-3) Низкая
Срок службы 1-2 года Около 2-х лет (не более 50 000 км пробега)

Следует заметить, что жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 поглощают влагу таким образом, что она равномерно распределяется по всему объему, поэтому постепенно на металлических поверхностях идут процессы коррозии низкой интенсивности (хотя в системе с DOT-3 магистрали и металлические изделия корродируют быстрее). Силиконовая жидкость DOT-5 совершенно не поглощает влагу, поэтому любая вода, попавшая в систему, в конечном итоге каплями скапливается в ее нижних точках — в тормозных цилиндрах, вызывая интенсивную локальную коррозию.

Применимость тормозных жидкостей

Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.

DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.

DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.

DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.

DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.

Совместимость тормозных жидкостей

При замене тормозных жидкостей следует знать об их совместимости. В общем случае нужно придерживаться двух рекомендаций:

  • Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы друг с другом;
  • Жидкости DOT-5 не совместимы ни с какими другими жидкостями.

Первые три жидкости имеют гликолевую основу, да и состав присадок у них похожий, поэтому они в целом совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую основу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями происходят сложные химические реакции, в результате которых получившаяся смесь полностью теряет свои качества.

Однако и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 тоже лучше не рисковать. Разные производители применяют неодинаковые пакеты присадок, которые при смешивании могут вступать в конфликт. Поэтому допускается смешивать жидкости различных типов в пределах одного бренда.

Как выбрать тормозную жидкость

Есть ряд критериев подбора тормозных жидкостей для транспортных средств:

  • Рекомендации производителя транспортного средства;
  • Тип, масса и мощностные характеристики транспортного средства;
  • Пробег и состояние тормозной системы транспортного средства.

В новые легковые автомобили сегодня чаще заливается жидкость DOT-4 и DOT-5.1 (жидкости типа DOT-3 уже используются значительно реже) — при эксплуатации в первые 3-5 лет не стоит менять жидкость, регулярно заливая именно тот тип и марку, что рекомендована производителем. На грузовых автомобилях, автобусах и спецтехнике чаще применяется DOT-4, а DOT-5.1 является скорее исключением.

В автомобили возрастом от 5 лет и со значительным пробегом не имеет смысла заливать маловязкие жидкости DOT-5.1 без предварительного обслуживания тормозной системы с заменой всех изношенных деталей. Такая замена требует некоторых затрат времени и средств, поэтому проще и дешевле (а главное — без ухудшения работы системы и без снижения безопасности) использовать жидкости DOT-4.

Автомобили ранних годов выпуска наиболее часто предназначены для работы с жидкостями DOT-3, и в большинстве случаев менять ее на DOT-4 не рекомендуется. Эта жидкость имеет высокую вязкость, она дешевая, и лишь периодически следует менять резиновые уплотнители в тормозной системе — так автомобиль прослужит еще много лет.

Если на автомобиле применяется силиконовая тормозная жидкость DOT-5, то менять ее на другую не рекомендуется, и лучше использовать именно то, что изначально залито на заводе-производителе. Не следует без особой необходимости производить и обратную замену (переходить с гликолевой жидкости на силиконовую), а если на автомобиле есть ABS (встретить современную машину без этой системы сегодня почти невозможно), то такая замена и вовсе запрещена. Если же замена жидкости производится, то предварительно необходимо полностью прочистить тормозную систему от остатков гликолевой жидкости, заменить изношенные детали (что препятствует попаданию в систему воды и воздуха), и лишь затем заливать DOT-5 с последующей тщательной прокачкой.

При покупке новой жидкости выбирайте упаковку того объема, который полностью уйдет на заполнение системы — тормозная жидкость (особенно DOT-3) недолго хранится во вскрытой упаковке, и использовать ее повторно уже не получится, а деньги на лишний объем будут потрачены.

При правильном выборе и покупке тормозной жидкости тормозная система автомобиля будет работать надежно и эффективно, обеспечивая безопасность движения во всех условиях.

Тормозная жидкость больше влияет на состояние и эффективность тормозной системы, чем это принято считать - часто в автосервисе можно увидеть автомобиль с заклинившим суппортом, владелец которого на вопрос: «Когда Вы меняли тормозную жидкость?» удивленно отвечает: «Зачем?».

Что ж, перед обсуждением лучших представителей своего класса рассмотрим, что же такое современная тормозная жидкость.

Требования к тормозной жидкости

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепло. Нагревающиеся колодки передают тепло дальше - на поршень и тело суппорта, они уже нагревают саму тормозную жидкость. Отсюда проистекает первое требование к лучшей тормозной жидкости: как можно большая температура кипения во избежание «провалов» педали тормоза аналогично тем, что происходят при завоздушивании тормозов. Увеличение скоростей и усложнение траффика привели к тому, что старые спиртокасторовые тормозные жидкости перестали удовлетворять потребностям автомобилистов, и на свет вышел новый стандарт - DOT4, наиболее широко распространенный сейчас.

Второе требование - это минимальная коррозионная активность : всем известное закисание рабочих поршней в этом случае является лишь верхушкой айсберга, коррозия самих тормозных магистралей гораздо опаснее. Здесь произошел первый, так сказать, «конфликт интересов» - необходимость в обеспечении высокой температуры кипения потребовала использования крайне гигроскопичной полиэтиленгликолевой основы, отсюда и необходимость хранения тормозной жидкости в плотно закрытой таре. Набравшая воду жидкость не только ускоряет коррозию в тормозной системе, но и закипает при значительно более низкой температуре, что знакомо многим владельцам спортивных автомобилей и особенно мотоциклов: «провал» тормозов при агрессивной езде может стать причиной серьезной аварии.

Третье требование - хорошие смазывающие свойства , снижающие износ не только манжет тормозных цилиндров, но и гидроблока АБС. В этом плане современные тормозные жидкости DOT5 на силиконовой основе превосходят более старый стандарт DOT4, а с учетом меньшей гигроскопичности и высокой температуры кипения они станут лучшим выбором для любителей быстро ездить и вовремя останавливаться. Стандарт DOT5.1, разработанный специально для автомобилей с антиблокировочной системой, предусматривает введение увеличенного количества антифрикционных присадок в привычную гликолевую основу, и жидкости этого класса для большинства автомобилей будут предпочтительными, так как совместимы с уплотнениями, рассчитанными на жидкости старых стандартов.

И, наконец, в-четвертых от тормозной жидкости требуется высокая стабильность вязкости , позволяющая тормозам адекватно работать в условиях зимнего холода. Вновь это наиболее важно для автомобилей с АБС: застывшая жидкость может привести к нарушению работоспособности гидроблока, на автомобилях, где на антиблокировочную систему завязана курсовая стабилизация и, как на современных кроссоверах - система распределения тяги, это повлечет и изменение управляемости автомобиля.

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от , но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость. Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

Разберем такие вопросы как:

Технические характеристики ДОТ 4

Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая , но все же, температура кипения и абсорбция влаги , за счет дополнительных присадок и боратов разная , поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

DOT 3 - в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей. Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

Так как жидкость класса ДОТ 3 быстро впитывает влагу, после вскрытия емкости с жидкостью её не стоит использовать в течение недели, а крышку расширительного бачка в автомобиле стараться не откручивать без надобности (если не нужна доливка).

DOT 5.1 еще более современней чем DOT 4, она имеет самую высокую температуру кипения, а вязкость - самую низкую, но есть одно большое НО - она, как и ДОТ 3, быстро напитывается влагой (срок службы не более года). Такие характеристики позволяют её успешно применять в тормозной системе гоночных автомобилей. В классе ДОТ-5 есть один подвид, специально рассчитанный для авто с антиблокировочной системой, такие жидкости имеют смешанную структуру (гликоли и силикон).

Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться - при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток - она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться , хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается.

Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно. То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS , то ответ – однозначно нельзя ! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

Из выше изложенного можно сделать вывод что:

  • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.

Смешивать DOT 4, DOT 3 и DOT 5.1 с силиконовой жидкостью DOT 5 категорически нельзя

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью. Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти не возможно . Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

Тормозная жидкость ДОТ 4 меняется каждые 2 года; ТЖ ДОТ 3 через 1,5 года; жидкость ДОТ 5 подлежит замене каждые 5 лет; ДОТ 5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях её могут менять и чаще.

Также, сроки службы жидкостей, во многом зависят, от региона проживания, и в местах с высокой влажностью воздуха, ТЖ значительно быстрее утратит свои технические свойства.

Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера замеряющего процент воды, накопленной в жидкости. Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающие свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

Какую ТЖ лучше купить

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский "Castrol " – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская "Hi-Gear HG7044 " – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На третьей позиции может с уверенностью оказаться "Mobil Brake Fluid DOT 4 ". Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности . Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты . Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.