Пластичная смазка для чего нужна. Роль пластичной смазки в работе подшипника

Пластичные смазки.

1. Общие положения.

Пластичные смазки используют главным образом для смазывания негерметизированных (не заключенных в картеры) узлов трения автомобилей, в которых невозможно применение жидких масел.

Пластичные смазки находятся в пластичном, мазеобразном состоянии и представляют собой коллоидную (дисперсную) систему, состоящую из жидкой и твердой фаз.

В этой системе твердая фаза (загуститель) образует структурный каркас, который удерживает в своих ячейках жидкую фазу.

Жидкой фазой являются минеральные масла в объеме от 75 до 90 % по массе, твердой фазой являются загустители в виде кальциевого, натриевого, литиевого, цинкового, магниевого и бариевого мыла. Данные мыла являются жирными солями мягких металлов.

Смазки, предназначенные для смазывания узлов трения, являются антифрикционными.

Смазки, предназначенные для предохранения деталей от коррозии, являются консервационными. Консервационные смазки получают загущением минеральных масел углеводородами (парафином, церезином), находящимися при нормальной температуре (20°С) в твердом состоянии.

Выпускаются также канатные и уплотнительные смазки.

В пластичные смазки вводятся противоизносные, противозадирные и противоокислительные присадки и наполнители.

Смазки применяются для смазывания подшипников ступиц передних и задних колес, шкворней поворотных цапф, шлицевых соединений карданного вала, пальцев рессор, подшипников водяного насоса, шарниров рулевых управлений, валов педалей тормоза и сцепления, деталей электрооборудования и т.д.

2. Показатели качества смазок.

Чтобы пластичные смазки соответствовали условиям их работы в конкретном узле трения, их выбирают по нормируемым ГОСТами и техническими условиями показателям качества.

Температура каплепадения – показатель температурной стойкости смазки. Если температура плавления смазки равна рабочей температуре смазываемого узла или ниже ее, то смазка начинает вытекать из узла трения. Надежное смазывание узлов трения без вытекания смазки обеспечивается, если рабочая температура узла на 15-20°С ниже температуры каплепадения пластичной смазки.

В зависимости от значения температуры каплепадения пластичные смазки делятся на следующие виды:

а) тугоплавкие – температура каплепадения от 105 до 185°С. К ним относятся Литол-24, ЯНЗ-2, №158, ЦИАТИМ-201, имеющие загустителями литиевые или натриево–кальциевые мыла;

б) среднеплавкие – температура каплепадения от 65 до 105°С (солидол и графитная смазка УСс-А);

в) низкоплавкие – температура каплепадения не превышает 65°С. К ним относятся защитные смазки ПВК и ВТВ-1, созданные на загустителях из углеводородов.

Число пенетрации – характеризует густоту смазки и ее способность проникать в зазор между трущимися поверхностями и удерживаться там.

Пенетрацией называют величину в условных единицах, указывающую глубину погружения в испытываемую смазку металлического конуса расчетных размеров и веса в определенный промежуток времени (0,5 сек) при температуре 25°С.

Чем больше глубина погружения конуса, тем подвижнее смазка и тем выше число пенетрации. Для летних смазок число пенетрации находится в пределах 150-200 единиц, для зимних – 250-300, для всесезонных – 200-300 единиц.

Предел прочности – способность смазок удерживаться на вращающихся деталях. Определяется предел прочности в лабораторных условиях. Чем выше предел прочности, тем надежнее удерживается смазка в подшипниках качения. Оценивается предел прочности минимальной нагрузкой в г/см 2 или Па, при которой происходит сдвиг одного слоя смазки относительно другого. Чтобы смазка удерживалась в подшипниках ступиц колес автомобиля, предел ее прочности при 50°С должен быть не менее 2,0 г/см 2 .

Вязкость характеризует текучесть смазки при достаточно высоких напряжениях сдвига. По показателю вязкости оценивается прокачиваемость смазки по маслоканалам и через пресс-масленки. Для обеспечения хорошей прокачиваемости смазка должна обладать невысокой вязкостью, особенно при низкой температуре.

3. Наименование и обозначение пластичных смазок (ГОСТ 23258-78).

Наименование пластичной смазки должно состоять из одного слова. Для различных модификаций одной смазки, дополнительно к наименованию используются буквенные или цифровые индексы.

Примеры наименования : силикол, карданная, солидол С, фиол-1, литол-24 и т.д.

Обозначение смазки по ГОСТ 23258-78 кратко характеризует ее назначение, состав и свойства.

Обозначение состоит из 5 и (пяти) буквенных и цифровых индексов, расположенных в следующем порядке и указывающих:

1 – группу (подгруппу) в соответствии с назначением смазки;

2 – загуститель;

3 – температурный интервал применения;

4 – дисперсионную среду;

5 – консистенцию смазки.

3.1. В зависимости от назначения устанавливают группы и подгруппы смазок, указанные в таблице 1.

Таблица 1.

Группа Основное назначение Подгруппа Индекс Применяемость
Антифрикционные Предназначены для снижения износа и трения скольжения сопряженных деталей Общего назначения для обычных температур (солидол) С Узлы трения с рабочей температурой до 70°С
Общего назначения для повышенных температур О Узлы трения с рабочей температурой до 110°С
Многоцелевые М Узлы трения с рабочей температурой от минус 30 до плюс 130°С в условиях повышенной влажности среды
Термостойкие Ж Узлы трения с рабочей температурой 150°С и выше
Морозостойкие Н Узлы трения с рабочей температурой минус 40°С и ниже
Противозадирные и противоизносные И Подшипники качения при контактных напряжениях выше 2500 МПа (25000 кг/см 2) и подшипники скольжения при удельных нагрузках выше 150 МПа (15000 кг/см 2)
Химические Х Узлы трения, имеющие контакт с агрессивными средами
Приборные П Узлы трения приборов и точных механизмов
Редукторные (трансмиссионные) Т Зубчатые и винтовые передачи всех видов
Приработочные (графитные и другие пасты) Д Сопряженные поверхности с целью облегчения сборки, предотвращения задиров и ускорения приработки
Узкоспециализированные (отраслевые) У Для применения в отдельных отраслях техники (автомобильные и др.)
Брикетные Б Узлы и поверхности скольжения с устройствами для использования смазки в виде брикетов
Консервационные Предназначены для предотвращения коррозии металлических изделий при хранении, эксплуатации и транспортировке З Металлические изделия и механизмы всех видов, за исключением стальных канатов
Канатные Предназначены для предотвращения износа и коррозии стальных канатов К Стальные канаты и тросы, органические сердечники стальных канатов
Уплотнительные Предназначенные для герметизации зазоров Арматурные А Запорная арматура и сальниковые устройства
Резьбовые Р Резьбовые соединения
Вакуумные В Первичные и разделительные соединения и уплотнения вакуумных систем

3.2. Тип загустителя обозначают буквами русского алфавита в соответствии со следующими индексами:

кальциевое мыло — Ка; литиевое мыло — Ли; натриевое мыло — На; цинковое мыло — Цн; органические вещества — О и т.д. по ГОСТ 23258-78.

3.3. Рекомендуемый температурный интервал применения обозначают округленно до 10°С дробью. В числителе указывают (без знака минус) уменьшенную в 10 раз минимальную температуру, в знаменателе – максимальную температуру применения смазки.

3.4. Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают строчными буквами русского алфавита в соответствии с индексами:

Н — нефтяное масло; У — синтетические углеводороды; К — кремнийорганические жидкости; Г — графит (твердые добавки) и т.д. по ГОСТ 23258-78.


3.5. Индекс класса консистенции
смазки обозначают арабскими цифрами в соответствии с табл. 4.

Таблица 4.

Пенетрация при 25°С по ГОСТ 5346 Индекс класса консистенции
445-475 000
400-430 00
355-385 0
310-340 1
265-295 2
220-250 3
175-205 4
130-160 5
85-115 6
Ниже 70 7

3.6. Примеры обозначений:

СКа 2/8-2. Буква «С» обозначает смазку общего назначения для обычных температур (солидол); «Ка» – загущена кальциевым мылом; «2/8» – применение при температурах от минус 20 до 80°С; отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлена на нефтяном масле; «2» – пенетрация 265-295 при 25°С.

МЛи 3/13-3. Буква «М» обозначает многоцелевую смазку; «Ли» – загущена литиевым маслом; «3/12» – температура применения от -30 до 120°С; отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлена на нефтяном масле; «3» – пенетрация 220-250 при 25°С;

УНа 3/12 э3. Буква «У» – узкоспециализированная смазка; «На» – загуститель натриевое масло; «3/12» – температура применении от -30 до 120°С; «э» – приготовлена на сложном эфире; «3» – пенетрация 220-250 при 25°С.

Характеристики наиболее часто применяемых смазок (Литол-24 и других) приведены з

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Пластичные автомобильные смазки

Введение

Пластичные (консистентные) смазки занимают особое место в организации технического обслуживания автомобиля. Они, например, являются основным эксплуатационным материалом при первом техническом обслуживании. Качество применяемых пластичных смазок влияет на срок службы многих деталей автомобиля, надежность его работы, а также затраты на техническое обслуживание и ремонт.

1. Назначение и требования к пластичным смазкам

Для смазки автомобилей наряду с жидкими маслами применяются пластичные смазки, находящиеся в пластическом мазеобразном состоянии. Применяются они в таких узлах автомобилей, где трудно создать герметичность для жидкого масла и трудно защитить поверхности деталей от проникновения влаги, пыли, грязи.

Пластичные смазки обладают более низкими смазочными качествами, чем жидкие масла, и поэтому применяются там, где относительно невелики потери на трение. В некоторых случаях пластичная смазка применяется только или главным образом для защиты от коррозии.

Требования к автомобильным пластичным смазкам вытекают из их назначения и сводятся к следующему:

Разделять трущиеся детали прочной смазочной пленкой для уменьшения износов и потерь на трение;

Удерживаться в узлах трения, не вытекая из них;

Защищать трущиеся детали от попадания пыли, влаги и грязи;

Не вызывать коррозионного износа деталей;

Легко припрессовываться (прокачиваться) по смазочным каналам, не требуя для этого слишком больших давлений;

Не изменять длительное время своих свойств в процессе работы и хранения;

Быть экономичными и недефицитными.

2. Производство пластичных смазок

Производство пластичных смазок существенно отличается от производства жидких масел и в основном сводится к смешиванию (варке) в определенных пропорциях входящих в них компонентов.

Основой любой консистентной смазки является жидкое минеральное масло (75--90 %).

От качества жидкого масла зависят смазывающие свойства консистентной смазки.

Вторым непременным составным элементом смазки является загуститель. Добавление к жидкому минеральному маслу загустителя превращает его в пластическую смазку, т. е. густую малоподвижную мазеобразную массу От вида загустителя зависят такие важные эксплуатационные свойства пластических смазок, как температурная стойкость и влагостойкость. Загустители делятся на немыльные и мыльные.

В качестве немыльных загустителей используются парафин, церезин, петролатум, воск и др.

Пластическая смазка, изготовленная на немыльном загустителе (углеводородная), обладает хорошей химической и физической стабильностью и хорошо предохраняет детали от окисления кислородом воздуха. В то же время она имеет низкие смазывающие и температурные свойства и поэтому преимущественно используется как защитная (кроме алюминиевых деталей).

Большинство автомобильных пластических смазок (80 %) изготавливается на мыльных загустителях, которое более сложно, чем на немыльных, и может вестись последовательно, когда вначале изготавливается мыло-загуститель, а затем смазка, а чаще эти процессы совмещаются.

Мыло-загуститель получают омылением жира щелочью.

Мыльные смазки по типу катиона делят на кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и другие (используют около 10 различных мыл, а также их смеси).

В зависимости от состава жиров, употребляемых для приготовления мыльных загустителей, выделяют смазки на синтетических жирных кислотах (получают при окислении парафинов) и природных жирах, а также на технических жирных кислотах (стеариновой, 12-окси-стеариновой и др.).

Все более широкое применение находят комплексные мыльные смазки, для приготовления которых используют мыла высших жирных кислот и соли низкомолекулярных органических (иногда и минеральных) кислот.

В качестве загустителей все чаще используют продукты неорганического происхождения -- силикагель, бентонитовые глины и технический углерод.

3. Физико-химические свойства

Физико-химические свойства смазок характеризуются рядом показателей, указываемых в стандартах или технических условиях. Большинство из этих показателей по названию совпадают с предусмотренными для жирных масел, но отличаются от них количественными значениями и особенностями методов испытаний. Другая часть показателей является специфической только для пластических смазок.

Кроме того, номенклатура показателей пластических смазок несколько различается в зависимости от типа смазок.

Все показатели физико-химических свойств пластических смазок с некоторой условностью делятся на две группы.

К первой группе показателей, характеризующих прокачиваемость, температурные условия применения смазки, смазывающие и защитные ее свойства, относятся: пенетрация, температура каплепадения, эффективная вязкость, предел прочности, коллоидная стабильность.

Ко второй группе, характеризующей предельное содержание примесей, относятся: содержание щелочей, кислот, механических примесей, воды, золы.

Эффективная вязкость -- это вязкость смазки, соответствующая истинной вязкости такой ньютоновской жидкости, которая при заданном напряжении сдвига имеет ту же среднюю скорость деформации (средний градиент скорости). Эффективная вязкость характеризует прокачиваемость пластических смазок по шлангам и трубкам к узлам трения под определенным давлением, зависящим от размеров шлангов и трубок, и минимальную температуру, при которой смазка способна прокачиваться. Эффективная вязкость характеризует также пусковые свойства механизмов. Эффективную вязкость определяют автоматическими капиллярными вискозиметрами АКВ-4 или АКВ-2.

Предел прочности (предельное напряжение сдвига) показывает, какое минимальное усилие надо приложить" к смазке, чтобы при определенной температуре изменить ее форму и сдвинуть один слой смазки относительно другого. Если смазка при данной температуре обладает достаточной прочностью, это значит, что она будет удерживаться на негерметизированных поверхностях трения и не будет сползать с вертикальных поверхностей. Предел прочности смазок определяют пластомером К-2 и прочномером СК.

Пенетрация характеризует густоту (консистентность) смазки и выражается в градусах, соответствующих числу десятых долей мм глубины погружения в смазку конуса иглы под действием собственного веса (150 г) за 5 с при температуре плюс 25°С.

Чем мягче смазка, тем глубже погружается конус и тем выше пенетрация. Лучшей пластичной смазкой будет та, у которой с повышением температуры меньше увеличивается пенетрация.

Температура каплепадения позволяет установить, при какой температуре смазка расплавляется и превращается в жидкость, теряя свои смазывающие свойства. Для надежной смазки рабочая температура механизма должна быть на 10--20° меньше температуры каплепадения смазки. Смазка с низкой температурой каплепадения не будет удерживаться в механизме и ее придется часто пополнять, а смазка с чрезмерно высокой температурой каплепадения вызовет усиленный нагрев трущихся деталей.

Коллоидная стабильность характеризует способность пластичной смазки сопротивляться выделению из нее масла. Она оценивается количеством масла, % по массе, перешедшего из смазки к слою фильтровальной бумаги. Интенсивность выделения масла из смазки возрастает при повышении температуры, под воздействием центробежных сил и т. д.

Испытание на коррозию металлических пластинок характеризует коррозионность пластичных смазок вследствие наличия свободных (не омыленных) органических кислот или щелочей и продуктов окисления смазки. Для испытания в смазку, подогретую до 100°С, погружают на 3 часа отшлифованные и обезжиренные медные и стальные пластинки. Смазка считается выдержавшей испытания, если после промывки на медных пластинках не обнаруживается зелени, побежалости или оттенков какого-либо цвета, а на стальных пластинках нет точек коррозии.

Содержание свободных органических кислот в смазках не допускается, а содержание свободных щелочей жестко ограничивается. Они вызывают коррозию деталей, а также ухудшают коллоидную стабильность, предел прочности. Определение содержания свободных органических кислот и щелочей производится путем титрования растворов смазки соляной кислоты (при определении щелочей) или едким калием (при определении кислот).

Содержание воды в пластичных смазках сказывается различно в зависимости от типа смазки. Смазки на немыльных загустителях разрушаются водой, и поэтому ее присутствие не допускается, В натриевых и кальциево-натриевых смазках допускается ограниченное содержание воды. В кальциевых смазках вода входит в их структуру, она служит стабилизатором, без нее смазка распадается на масло и кальциевое мыло, но количественное содержание воды должно быть ограничено (до 1,5--3,0 %). Содержание воды в смазке определяется аналогично определению воды в масле и топливе.

4. Марки пластичных смазок и их применение

Применяемые для смазки автомобилей пластичные смазки по их основному назначению подразделяют на антифрикционные, защитные и уплотнительные.

Антифрикционные смазки снижают износ и трение сопряженных деталей механизмов, ниже приведены применяемые группы антифрикционных смазок.

Антифрикционные смазки общего назначения для обычных температур (группа С) используют для узлов трения с рабочей температурой до 70°С. К этой группе смазок относят; солидолы, смазки AM (карданные), ЯНЗ-2, графитную УСсА, ЛИТОЛ-24 и ЦИАТИМ-201.

Солидолы вырабатывают загущением индустриальных масел кальциевыми мылами Жирных кислот, получаемых на основе натуральных растительных масел (жировой солидол) или синтетических жирных кислот. Солидолы предназначены для смазывания грубых и малоответственных поверхностей трения машин и механизмов, ручного инструмента. Солидолы работоспособны в течение относительно малого срока времени.

Пресс-солидол С используют главным образом для поверхностей трения шасси автомобилей, к которым он подается под давлением; солидол С -- для смазывания подшипников качения и скольжения, шаровых, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренных редукторов и других узлов трения. Жировой солидол УС, представляющий собой однородную мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета, выпускают двух марок: УС-1 (пресс-солидол) и УС-2, работоспособность которых ограничена диапазоном температур от -50 до +65°С. В маркировке буквы обозначают: у -- универсальная, с -- синтетическая, с -- сред не плавкая. Гидратированная кальциевая смазка графитная УСсА применяется для смазывания рессор автомобилей, открытых зубчатых колес, торсионных подвесок, резьб домкратов. По внешнему виду -- это однородная мазь от темно-коричневого до черного цвета. Применять солидолы в качестве защитных смазок не рекомендуется, так как в них содержится до 3 % воды, которая может вызывать коррозию металла под слоем смазки.

Смазка ЯНЗ-2 -- автомобильная тугоплавкая кальциево-натриевая служит дня смазывания подшипников ступиц колес, червячного вала коробки передач, генераторов автомобилей и др. По внешнему виду это однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Может заменять солидол.

Смазка ЛИТОЛ-24 -- универсальная смазка на литиевых мылах 12-оксистеариновой кислоты предназначена для поверхностей трения, для которых рекомендуются солидолы и смазка ЯНЗ-2.

До недавнего времени большую часть литиевых смазок готовили на мылах стеариновой кислоты -- ЦИАТИМ-201, которая предназначена для узлов трения, работающих при относительно низких нагрузках и невысоких температурах.

Смазки для повышенных температур (группа 0) используют для узлов трения с рабочей температурой до 110°С, К этой группе относятся смазки: ЦИАТИМ-202, ЛЗ-31, 1-13.

Смазка ЦИАТИМ-202 служит для смазывания подшипников качения, работающих в интервале температур -40 -- +110°С. Смазка токсична, и при работе с ней следует применять индивидуальные средства защиты. По внешнему виду это однородная мягкая мазь от желтого до светло-коричневого цвета.

Смазку ЛЗ-31 применяют для закрытых подшипников качения, не контактирующих с водой, а также для выжимного подшипника сцепления автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, работающих в интервале температур от --40 до +20°С. По внешнему виду это мазь от светло-коричневого до светло-желтого цвета.

Смазка 1-13 на натриевых и натриево-кальциевых мылах предназначена для смазывания подшипников качения, опор карданного вала, первичного вала коробки передач, ступиц колес, оси и шарниров педалей управления. Смазка готовится загущением нефтяных масел натриево-кальциевым мылом касторового масла. Вариант указанной смазки -- смазка 1-ЛЗ, отличающийся присутствием антиокислителя дифениламина. Смазка по внешнему виду -- однородная мазь от светло-коричневого до коричневого цвета, применяется при температуре от --20 до +110°С„

Смазка Консталин (1 и 2) изготавливается на натриевых и натриево-кальциевых мылах, служит для поверхностей трения, работающих в условиях отсутствия влаги при температуре от --20 до +110°С. По внешнему виду -- это однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета.

Редукторные (трансмиссионные) смазки (группа Т) предназначены для зубчатых и винтовых передач всех видов. К этой группе относится индустриальная кальциевая смазка ЦИАТИМ-208, Смазку используют для смазывания тяжелонагруженных шестеренных редукторов, работающих при температуре от--30 до +100°С. По внешнему виду это однородная вязкая жидкость черного цвета. Смазка токсична, поэтому при работе с ней следует применять индивидуальные средства защиты.

Морозостойкие смазки (группа Н) предназначены для поверхностей трения с рабочей температурой -- 40°С и ниже. К этой группе "относятся смазки ВНИИНП-257, ОКБ--122--7. Смазку ВНИИНП-257 применяют для смазывания шарикоподшипников и маломощных зубчатых передач. Смазка морозостойка, это мягкая консистентная мазь черного цвета, температура применения от -60 до + 150°С. Смазка ОКБ-122-7 служит для смазывания шарикоподшипников и других поверхностей трения, работающих в интервале температур от -40 до +ЮО°С. По внешнему виду это мазь от светложелтого до светло-коричневого цвета.

Химически стойкие смазки (группа X) предназначены для узлов трения, имеющих контакт с агрессивными средами. К этой группе откосятся смазки; ЦИАТИМ-205, ВНИИНП-279. Смазка ЦИАТИМ-205 предохраняет от спекания неподвижные резьбовые соединения., работающие при температуре --60 -- +50°С. По внешнему виду это однородная вазелинообразная мазь от белого до светло-кремового цвета.

К противозадирным и противоизносным смазкам (группа И) относится смазка ЦИАТИМ-203, которая служит для смазывания высоконагруженных шестеренных передач, червячных редукторов, опор скольжения и качения при температуре от -50 до +90°С. Это однородная мазь темно-коричневого цвета без комков.

Защитные (консервационные) смазки (группа К) предназначены для защиты металлических изделий и механизмов от коррозии при хранении, транспортировании и эксплуатации. Наиболее распространенной защитной

смазкой является технический вазелин (УН). Консерва-циснные смазки по объему производства занимают второе место после антифрикционных (около 15 % в общем объеме производства смазок). При правильном нанесении защитных смазок они препятствуют проникновению к металлической поверхности коррозионно-агрес-сибых веществ, влаги и кислорода воздуха, тем самым предотвращают коррозию в течение 10--15 лет. Для улучшения защитных и противокоррозионных свойств в смазки вводят специальные присадки. Наряду с пластичными защитными смазками используют жидкие консервационные масла, пленкообразующие ингибиро-ванные нефтяные составы (ПИНС), мастики и некоторые другие продукты нефтяного происхождения. Несмотря на широкое распространение консервационных пластичных смазок, они имеют ряд недостатков. Одним из серьезных является большая трудность нанесения и удаления их с защищаемых поверхностей по сравнению с жидкими продуктами. Чтобы нанести или удалить смазку, зачастую приходится разбирать механизм, что осложняет и удлиняет консервацию и расконсервацию изделий.

5. Уплотнительные смазки

Уплотнительные смазки предназначены для герметизации зазоров и щелей, подвижных и неподвижных узлов трения. Уплотнительной смазкой является смазка бензиноупорная (БУ). С ее помощью могут быть уплотнены соединения топливопроводов, топливных насосов, кранов систем питания и смазки. Она содержит цинковое мыло, касторовое масло и глицерин. Зимой для понижения вязкости можно добавлять до 25 % спирта.

Выбор смазок необходимо производить в соответствии с условиями работы узлов автомобиля и техническими характеристиками смазок, приведенными в табл. 1.

Таблица 1 Основные характеристики пластичных смазок

Вязкость, Па-с, при температуре

Температура применения, °С

Солидол С

от -30 до +60

Пресс-солидол С

от -40 до +50

Графитная УСсА

от -20 до +60

от -30 до +100

ЦИАТИМ-201

от -60 до +90

ЦИАТИМ-202

от -40 до +110

ЦИАТИМ-203

от -50 до +100

от -40 до +120

Кон Сталин 1

от -20 до +110

Koi [станин 2

от -20 до +110

ВНИИНП-257

при-50"С -- 200

от ^40 до +130

6. Определение качества и марки пластичных смазок

Необходимость определения в автохозяйстве марки пластичной смазки встречается довольно часто, так как номенклатура используемых смазок велика, а по внешнему виду они мало отличаются. Пользуясь такими признаками, как цвет, влагостойкость, растворимость в бензине и жировое пятно, можно установить вид пластичной смазки, а в некоторых случаях ориентировочно и конкретную ее марку.

Цвет может служить хорошим признаком для графитной смазки, имеющей темный цвет от темно-коричневого до черного, и до некоторой степени для технического вазелина, имеющего цвет от светло-коричневого до темно-коричневого и прозрачного в тонком слое. Остальные же "Пластичные смазки могут иметь цвет от светло-желтого до темно-коричневого и различить их по этому признаку нельзя.

Влагостойкость дает возможность отличить солидолы и технический вазелин от других смазок и, прежде всего, от консталинов. При растирании пальцами смазки с небольшим количеством воды солидолы и технический вазелин (влагостойкие смазки (не намыливаются и не смываются).

Растворимость в бензине позволяет различить смазку на немыльном загустителе (защитные смазки) от смазок на мыльном загустителе (антифрикционные смазки). Смазка на немыльном загустителе, смешанная с четырехкратным количеством бензина и подогретая до 60"С, растворяется и превращается в прозрачный раствор, а смазка на мыльном загустителе не растворяется.

Жировое пятно, образовавшееся на фильтровальной бумаге от нанесения на нее комочка пластичной смазки, может послужить признаком для определения ее вида. Фильтровальная бумага с пластичной смазкой подогревается над каким-либо источником тепла, от чего смазка полностью или частично расплавляется, образуя масляное пятно. Технический вазелин расплавляется полностью, оставляя равномерное желтое пятно. Графитная смазка образует темное пятно с четко видимыми включениями графита. Солидолы оставляют пятно с мягким остатком в центре обычно того же цвета, что и пятно. Консталины и кальциево-натриевые смазки образуют пятно меньшего диаметра и остаются частично на бумаге в нерасплавленном виде и при интенсивном нагреве до обугливания бумаги.

Поступающие в автохозяйства пластинчатые смазки по физико-химическим свойствам должны полностью отвечать соответствующим стандартам или техническим условиям.

По внешнему виду пластичная смазка должна представлять собой однородную массу без наличия комков, посторонних включений, примесей или выделившегося масла. Смазка, не отвечающая этим условиям, должна быть забракована.

Для проверки наличия абразивных примесей комок смазки растирается между двумя стеклами или же между пальцами. Механические примеси обнаруживаются также путем расплавления комка смазки на фильтровальной бумаге.

Подобные документы

    Физико-химические и эксплуатационные свойства автомобильных смазок на примере ЛИТОЛ 24. Классификация пластичных смазок по NLGI, DIN 51 502, ISO 6743/9. Группы и подгруппы смазочных материалов в соответствии с ГОСТом 23258-78, анализ их совместимости.

    реферат , добавлен 16.11.2012

    Подбор дисперсионных сред, дисперсных фаз и введение добавок при изготовлении пластичных смазок. Общие требования, свойства, классификация и система обозначения гидравлических масел. Физико-химические и эксплуатационные свойства тормозных жидкостей.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2014

    Эксплуатационные свойства пластичных смазок: температура каплепадения, эффективная вязкость, коллоидная стабильность и водостойкость. Химмотологическая карта горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, применяемых по необходимости при ремонтных работах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2015

    Применение бензинов в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением. Марки дизельного топлива и моторных масел, применяемых в отечественном сельском хозяйстве. Гидравлические, трансмиссионные масла и консистентные смазки.

    доклад , добавлен 12.12.2010

    Показатели качества, классификация и ассортимент эксплуатационных материалов: бензинов, моторных и трансмиссионных масел, пластичных смазок. Процессы, происходящие при воспламенении и сгорании в цилиндре двигателя. Технологии окраски автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2011

    Процесс производства и технология получения пластичных смазок. Эксплуатационные свойства бензина и показатели их оценивающие. Система классификации и маркировка тормозных жидкостей. Характеристика эксплуатационных материалов, их классификация по SAE.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2012

    Смазочные материалы: выполняемая ими функция, классификация в зависимости от агрегатного состояния. Сравнение смазок с маслами. Состав и компоненты пластичных смазок. Классификация присадок к смазочным материалам по назначению, их основные характеристики.

    реферат , добавлен 04.11.2012

    Изучение количества и рационального применения в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственной технике топлива, масел, смазок и специальных жидкостей. Основные и альтернативные виды топлива, их физико-химические свойства и предъявляемые к ним требования.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Технологии получения топлив, их физико-химические, эксплуатационные и экологические свойства. Основные свойства бензинов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию двигателей. Производство автомобильных бензинов, их марки, применение и характеристика.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2017

    Древесные материалы, которые применяются на автотранспортных предприятиях, краткая характеристика. Основные марки топлив, моторных и трансмиссионных масел, пластичных смазок и специальных жидкостей, применяемых для автомобилей ГАЗ-31029 при эксплуатации.

План лекции

1. Классификация и обозначение пластичных смазок.

2. Общие требования к пластичным смазкам для узлов автомобилей.

3. Свойства смазок и методы их оценки.

4. Производство пластичных смазок.

5. Ассортимент смазок, их применение и взаимозаменяемость.

1. Классификация и обозначение пластичных смазок

Для смазки ряда механизмов и деталей автомобиля используют густые мазеобразные продукты – пластичные смазки. Пластичной смазкой называют систему, которая при малых нагрузках проявляет свойства твердого тела; при некоторой критической нагрузке смазка начинает пластично деформироваться (течь подобно жидкости) и после снятия нагрузки вновь приобретать свойства твердого тела.

Смазки по своему составу является сложными веществами. В простейшем случае они состоят из двух компонентов – масляной основы (дисперсионная среда) и твердого загустителя (дисперсная фаза).

В качестве масляной основы смазок используют различные масла нефтяного и синтетического происхождения. Загустителями, образующими твердые частицы дисперсной фазы, могут быть вещества органического и неорганического происхождения (мыла жирных кислот, парафин, силикагель, бетонит, сажа, органические пигменты и т.п.). Размеры частиц дисперсной фазы очень малы – 0,1-10 мкм. Наиболее характерная форма частиц загустителя – мелкие шарики, ленты, пластинки, иголки, сростки кристаллов и др.

Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств смазок. К ним относятся:

- присадки – малорастворимые ПАВ (тоже, что и в моторных маслах). Не более 5 %;

    наполнители , улучшающие антифрикционные и герметизирующие свойства (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.). Наполнители составляют 1-20 % массы смазки;

    модификаторы структуры , способствующие формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Это ПАВ (кислоты, спирты и др.) и составляют 0,1 –1 % массы смазки.

Для большинства смазок на долю дисперсионной среды – жидкого масла приходится от 70 до 90 % массы смазок. От вязкости дисперсионной среды во многом зависят вязкостные характеристики смазок, например, прокачиваемость смазки при низких температурах. От вязкости дисперсионной среды смазок зависит в основном сопротивление вращению в таком важном узле трения, как подшипник качения.

Для производства смазок применяют мало - и средневязкие нефтяные масла и редко – синтетические. В РФ до 80% смазок готовят на маслах вязкостью не более 50 мм 2 /с при 50 °С. Смазки, приготовленные на маловязких маслах, можно применять при –60 °С. Вязкие масла применяют в основном для производства консервационных, а также некоторых сортов; термостойких смазок.

В смазки специального назначения (уплотнительные, резьбовые, для рессор и т.п.) применяют наполнители – графит, дисульфид молибдена. Наполнители увеличивают прочность смазки, препятствуют выдавливанию её из узлов трения.

В процессе эксплуатации автомобилей наибольшее применение получили мыльные и углеводородные смазки.

Загустителями в мыльных смазках являются мыла. Известны смазки загущенные мылами лития, натрия, кальция, цинка, стронция, бария, алюминия, применяют широко только кальциевое, литиевые, натриевые, бариевые и алюминиевые смазки.

Углеводородные смазки получают сплавлением нефтяных масел с твердыми углеводородами – парафином, церезином. Эти смазки занимают исключительное место среди консервационных (защитных) смазок благодаря их невысокой температуре плавления и обратимости структуры. Они абсолютно нерастворимы в воде и не проводят через себя водяные пары. Их можно наносить на металлические детали и поверхности, окуная в расплавленную смазку при 60-120 °С, распыливанием, при помощи кисти и т.д. Тонкий слой смазки (около 0,5 мм) надежно защищает поверхность от проникновения воды и пара.

В соответствии с классификацией (ГОСТ 23258-78) смазки разделены на четыре группы: антифрикционные, консервационные, уплотнительные и канатные.

Антифрикционные смазки делятся на подгруппы, обозначаемые индексами: С – общего назначения для обычной температуры (до 70 °С); О – для повышенной температуры (до 110 °С); М – многоцелевые, работоспособны от -30 до +130 °С в условиях повышенной влажности; Ж – термостойкие (150 °С и выше); Н – морозостойкие (ниже –40 °С); И – противозадирные и противоизносные; П – приборные; Д – приработочные (содержат дисульфид молибдена); Х – химически стойкие.

Консервационные (защитные) смазки, предназначенные для предотвращения коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации механизмов, обозначаются индексом 3.

Канатные – индексом К.

Уплотнительные смазки делятся на три группы: арматурные – А, резьбовые – Р, вакуумные – В.

В обозначении еще указывают :

    тип загустителя (обозначают первыми двумя буквами входящего в; состав мыла металла: Ка – кальциевое. На – натриевое. Ли – литиевое, Ли-Ка – смешанное);

В табл. 1 представлены виды загустителей для различных смазок.

Таблица 1

Марки смазок и виды загустителей

Вид загустителя

12-гидроксистеарат лития

Фиол-1, Фиол-3

12-гидроксистеарат лития

12-гидроксистеарат лития

Комплексное бариевое мыло

Стеараты лития и калия, фталоцианин меди

Стеарат лития, церезин-80

ЦИАТИМ-201

Стеарат лития

ЦИАТИМ-203

Стеарат лития

Натриево-кальциевые мыла касторового масла

Солидол-С

Кальциевые мыла СЖК

Комплексное кальциевое мыло

ВНИИ НП-242

Стеарат лития, дисульфид молибдена

    рекомендуемый температурный диапазон применения (указывают дробью – в числителе уменьшенная в 10 раз без знака минус минимальная температура, в знаменателе - уменьшенная в 10 раз максимальная температура применения);

    дисперсионную среду (обозначают строчными буквами: у – синтетические углеводороды, к – кремнийорганические жидкости, г – добавка графита, д – добавка дисульфида молибдена.

    консистенцию (густоту), которую обозначают условным числом от 0 до 7.

Классификация смазок по консистенции (густоте) разработана Национальным институтом смазочных материалов США (NLGI). Согласно этой классификации смазки делятся на классы в зависимости от уровня пенетрации – чем выше численное значение пенетрации , тем мягче смазка. Класс 000, 00 – очень мягкая, аналогична очень вязкому маслу; класс 0, 1 – мягкая; класс 2 – вазелинообразная; класс 3 – почти твердая; класс 4,5 – твердая; класс 6 – очень твердая, мылообразная.

При выборе смазки лучше руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя автомобиля.

Автомобильный транспорт является одним из основных потребителей пластичных смазок – около 25 % от общего производства.

В качестве примера можно привести классификационное обозначение по ГОСТ 23858-79 товарной литиевой смазки литол-24:

М Ли 4/13-3 – смазка многоцелевая антифрикционная, работоспособна в условиях повышенной влажности (М), загущена литиевым маслом (Ли). Рабочий диапазон температур составляет –40...+130°С (4/13). Отсутствие индекса дисперсионной среды означает, что смазка приготовлена на нефтяном масле. Цифра 3 характеризует консистенцию смазки.

Марка Divinol имеет в своём ассортименте широкий спектр пластичных смазок для узлов и агрегатов автомобилей. Особенно интересны эти смазки будут представителям автосервисов занимающихся комплексным обслуживанием автомобилей.

Автомобильные смазки

Современные автомобили обладают сложными механизмами, которые нуждаются в применении различных дополнительных материалов. В некоторых системах используют пластические смазки. Их отличает присутствие загустителей в минеральном или синтетическом масле. Чаще всего такие вещества применяют при производстве различных подшипников.

Существует 4 основных направления применения пластических смазок. Первой сферой действия выступает консервационная функция. При этом производственные и автомобильные смазки необходимы для защиты на долгое время элементов механизмов.

Вторым направлением применения представленных веществ выступает уплотнительная функция. В этом случае смазочные материалы наносят на резьбу и места соединения деталей. Также есть арматурные вещества. Они добавляют прочности элементам системы.

Последней областью применения пластичных автомобильных смазок является антифрикционная функция. В процессе сцепления или тормоза на детали механизма действует определенная сила, которая может разрушать рабочие поверхности. Чтобы этого не происходило, применяют антифрикционные пластичные смазки для автомобилей.

Чтобы механизмы оборудования или транспортных средств служили долго, необходимо отдать предпочтение производителю с хорошей репутацией. На сегодняшний день лидером рынка смазочных веществ мирового уровня является германская компания Zeller + Gmelin. Множество положительных отзывов потребителей и производителей промышленного оборудования, транспорта говорят о высоком уровне качества этой продукции. Германская компания выпускает широчайший спектр смазочных материалов, качество которых подтверждают результаты лабораторных исследований, сертификаты качества.

Также следует отметить, что не стоит приобретать подобные средства у непроверенных реализаторов. Чтобы не купить подделку, которая может навредить узлам и механизмам, необходимо обращаться только к официальному дилеру. Наша компания называется ООО «Дивинойл Рус». Мы получили сертификат на право производить реализацию смазочных веществ бренда Zeller + Gmelin на территории РФ.
Все поставки производятся прямо с производства в Германии. Компания не производит продукцию в других странах. Это позволяет осуществлять качественный контроль качества выпускаемых продуктов на всех этапах технологического цикла. Поэтому в любую страну поставляются смазочные материалы с одинаково высокими характеристиками.

Универсальных пластических смазок не существует. При выборе той или иной разновидности необходимо учитывать рабочие условия механизма. Если система функционирует в диапазоне температур от -30 до +110 °С, обычно применяют смазки на минеральной основе с литиевым загустителем. Если же рабочие условия характеризуются высокими мощностями, скоростью и широким температурным диапазоном, необходимо отдать предпочтение материалам на синтетической основе.

Смазка для ступичных подшипников

Смазка для ступичных подшипников, упорно-радиальных или винтовых передач изготавливается из минерального масла с загустителями кальциевого комплекса. Если же работа представленных узлов характеризуется необычной частотой вращения (слишком высокая или низкая), нечастыми колебаниями, сильной вибрацией или ударной нагрузкой, необходимо применять продукты на минеральной основе с загустителем на основе литиевого мыла и антизадирными присадками.

Также следует правильно подбирать класс консистенции. Этот показатель определяет шкала NLGI. Согласно ей более густые смазки характеризуются высокими показателями, а вещества с низкой консистенцией – низкими значениями. Если смазка имеет в маркировке показатель 1, это значит, что ее применяют при низких температурах и колебательных движениях. Класс 2 применяется чаще всего. Он подходит практически всем подшипникам автомобильной техники (кроме крупногабаритных систем, работающих в условиях повышенных температур).

В некоторых случаях могут понадобиться специальные свойства пластической смазки. Чтобы правильно подобрать требуемую разновидность материалов можно обратиться к нашим опытным онлайн-менеджерам. Они учтут все особенности эксплуатации системы и смогут подобрать оптимальный вариант продукции. Например, если требуется смазка, устойчивая к воздействию воды, загуститель должен быть кальциевого типа. Соответствующие присадки позволят защитить металлические детали и поверхности от коррозии.

Термостойкая смазка для подшипников

В условиях повышенного нагрева окружающей среды может потребоваться термостойкая смазка для подшипников. Она способна предотвращать механизмы от разрушения даже в условиях повышенной вибрации и нагрузки.

Если требуется установить или удалить металлические элементы конструкции (например, болты, клапаны, цепи, подшипники и т. д.), наша компания предлагает приобрести такой продукт, как . Она защитит от коррозии, предотвратит появление задиров. Эта смазка предотвращает спекание, сваривание, скрип или отслаивание материалов, а также обладает высокой абсорбционной способностью.

Помимо пластических смазок для автомобилей технологами компании были разработаны . Оборудование с их применением работает гораздо дольше и продуктивнее. Снижается количество простоев техники, не требуется ее частого ремонта. Эти факторы способствуют снижению себестоимости продукции, увеличивают чистую прибыль организации. Чтобы подобрать максимально подходящую разновидность смазочных веществ, наши представители могут выехать на объект и оценить все сопутствующие факторы эксплуатации смазок. Такой подход позволяет добиться идеальной совместимости всех материалов оборудования.

Оформить заказ очень просто. Необходимо подать онлайн-заявку на нашем сайте. Благодаря постоянному наличию представленной в каталоге продукции на собственном складе, удается произвести доставку по указанному адресу максимально быстро. Купить необходимые пластические смазки можно оптом или в розницу по очень выгодным ценам. Мы готовы предложить своим клиентам гибкую систему скидок, а также участие в партнерской программе.

Оформите заявку прямо сейчас и уже совсем скоро Ваше оборудование или автомобиль станут защищать от преждевременного износа пластичные смазки наивысшего качества.

, проявляющие в зависимости от нагрузки свойства жидкости или твёрдого тела. При малых нагрузках они сохраняют свою форму, не стекают с вертикальных поверхностей и удерживаются в негерметизированных узлах трения. П. с. состоят из жидкого масла, твёрдого загустителя, присадок и добавок. Частицы загустителя в составе П. с., имеющие коллоидные размеры, образуют структурный каркас, в ячейках которого удерживается дисперсионная среда (масло). Благодаря этому П. с. начинают деформироваться подобно аномально-вязкой жидкости только при нагрузках, превышающих предел прочности П. с. (обычно 0,1-2 кн/м 2 , или 1-20 гс/см 2 ). Сразу после прекращения деформирования связи структурного каркаса восстанавливаются и смазка вновь приобретает свойства твёрдого тела. Это позволяет упростить конструкцию и снизить вес узлов трения, предотвращает загрязнение окружающей среды. Сроки смены П. с. больше, чем смазочных материалов. В современных механизмах П. с. часто не меняют в течение всего срока их службы. Промышленность СССР в 1974 выпускала около 150 сортов П. с. Их мировое производство составляет около 1 млн. т в год (3,5% выпуска всех смазочных материалов).

П. с. получают, вводя в нефтяные, реже синтетические, масла 5-30 (обычно 10-20) % твёрдого загустителя. Процесс производства периодический. В варочных котлах готовят расплав загустителя в масле. При охлаждении загуститель кристаллизуется в виде сетки мелких волокон. Загустители с температурой плавления выше 200-300 °С диспергируют в масле при помощи гомогенизаторов, например коллоидных мельниц. При изготовлении в состав некоторых П. с. вводят Присадки (антиокислительные, антикоррозионные, противозадирные и др.) или твёрдые добавки (антифрикционные, герметизирующие).

П. с. классифицируют по типу загустителя и по области применения. Наиболее распространены мыльные П. с., загущенные кальциевыми, литиевыми, натриевыми мылами высших жирных кислот. Гидратированные кальциевые П. с. (солидолы) работоспособны до 60-80 °С, натриевые до 110 °С, литиевые и комплексные кальциевые до 120-140 °С. На долю углеводородных П. с., загущаемых парафином и церезином, приходится 10-15% всего выпуска П. с. Они имеют низкую температуру плавления (50-65 °С) и используются в основном для консервации металлоизделий.

В зависимости от назначения и области применения различают следующие типы П. с. Антифрикционные, снижающие трение скольжения и уменьшающие износ. Их применяют в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах индустриальных механизмов, приборов, транспортных, с.-х. и др. машин. Консервационные, предотвращающие коррозию металлоизделий. В отличие от др. покрытий (окраска, хромирование) они легко удаляются с трущихся и др. поверхностей при расконсервировании механизма. К уплотнительным П. с. относятся арматурные (для герметизации прямоточных задвижек, пробковых кранов), резьбовые (для предотвращения заедания тяжелонагруженных или высокотемпературных резьбовых пар), вакуумные (для герметизации подвижных вакуумных соединений).

Лит.: Бонер К. Дж., Производство и применение консистентных смазок, пер. с англ., М., 1958; Синицын В. В., Подбор и применение пластичных смазок, 2 изд., М., 1974; Фукс И. Г., Пластичные смазки, М., 1972.

В. В. Синицын.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Пластичные смазки" в других словарях:

    - (консистентные смазки) мазеобразные смазочные материалы, получаемые введением в жидкие нефтяные или синтетические масла твердого загустителя (мыла, парафина, силикагеля, сажи и др.). При нагрузках, меньших предела прочности (обычно 0,1 0,5 кПа),… … Большой Энциклопедический словарь

    - (grease) – это трехкомпонентная коллоидная система, состоящая из базового масла (дисперсионной среды), загустителя (дисперсной фазы) и модификаторов – маслорастворимых присадок, наполнителей и др., например, литол, солидол. EdwART. Словарь… … Автомобильный словарь

    - (консистентные смазки), мазеобразные смазочные материалы, получаемые введением в жидкие нефтяные или синтетические масла твёрдого загустителя (мыла, парафина, силикагеля, сажи и др.). При нагрузках, меньших предела прочности (обычно 0,1 0,5 кПа) … Энциклопедический словарь

    - (консистентные смазки, от лат. consisto состою, застываю, густею), мазе или пастообразные смазочные материалы, получаемые введением твердых загустителей в жидкие нефтяные или синтетич. масла и их смеси. Как правило, П. с. (в литературе их для… … Химическая энциклопедия

    Высоковязкие мази, получаемые путём загущения нефт. или синтетич. масел мылами, твёрдыми углеводородами, органич. пигментами и др. продуктами; применяются гл. обр. для смазывания трущихся соединений механизмов, когда непрерывная подача жидкой… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Смазки консервационные - вещества для антикоррозионной защиты металлических изделии п деталей машии. Смазки различного типа широко используются при хранении военной техники. Наибольшее распространение получили С. к. жидкие и С. к. пластичные. Пластичные смазки, кроме… … Словарь военных терминов - пластичные смазки, предназначенные для герметизации зазоров в механизмах и оборудовании, уменьшения трения и износа деталей, предотвращения задира и схватывания трущихся пов стей. У. с. чаще всего используют в сальниковых уплотнениях насосов,… … Химическая энциклопедия

    Пластичные смазки для уменьшения и предотвращения износа трущихся деталей, снижения трения скольжения. Для приготовления А. с. используют гл. обр. нефтяные масла малой и средней вязкости (v50 от 20 до 50 мм 2/с, где v50 кинематич. вязкость при 50 … Химическая энциклопедия